четверг, 29 июня 2023 г.

Нераскрытое Дело Дэна Купера

 

В ноябре 1971 года Д.Б. Купер, известный также как Дэн Купер, стал замешан в одном из самых известных нераскрытых преступлений в истории США. Он был пассажиром на рейсе 305 авиакомпании Northwest Airlines из Портленда в Сиэтл.


Детали


1.       Инцидент: 24 ноября 1971 года, на борту самолета Boeing 727-100 компании Northwest Airlines, рейс 305, произошел инцидент. Пассажир, идентифицировавший себя как Д.Б. Купер, подал записку стюардессе, в которой требовал 200 тысяч долларов наличными и четыре парашюта.

2.       Выкуп: По требованию Купера, самолет совершил промежуточную посадку в аэропорту Сиэтла. Затем компания предоставила деньги и парашюты, а Купер отпустил пассажиров. Купер потребовал, чтобы самолет взлетел и направился в Мексику.

3.       Прыжок: Когда самолет поднялся в воздухе, Купер открыл заднюю дверь и совершил прыжок в ночь с высоты около 3,000 метров над штатом Вашингтон. Он исчез, и его местонахождение так и не было обнаружено.

4.       Расследование: После инцидента были проведены обширные расследования ФБР и других правоохранительных органов. Были разысканы свидетели, анализированы записи и физические доказательства, но идентичность и местонахождение Д.Б. Купера так и остались неизвестными.

5.       Теории и спекуляции: За годы после инцидента появилось множество теорий и спекуляций о том, что случилось с Д.Б. Купером. Некоторые считают, что он не выжил при прыжке, в то время как другие полагают, что он сумел избежать поимки и скрылся под чужим именем.


Основные Теории


Дело Д.Б. Купера вызвало множество теорий и спекуляций. Вот некоторые из наиболее распространенных теорий:

1.       Теория о смерти при прыжке: Согласно этой теории, Д.Б. Купер не сумел выжить при прыжке из самолета. Он мог неудачно приземлиться, не справиться с условиями воздушного падения или умереть относительно скоро после падения из-за недостатка средств для выживания в дикой местности.

2.       Теория о сговоре: Существует теория, что Д.Б. Купер сотрудничал с кем-то в авиакомпании или с кем-то в экипаже. По этой версии, он мог получить помощь, чтобы уйти от преследования и изменить свою личность. Некоторые предположения указывают на работников авиакомпании или даже на самого пилота.

3.       Теория о планировании: Согласно этой теории, Д.Б. Купер детально спланировал преступление, учитывая все возможные сценарии. Он мог иметь глубокие знания о воздушных путях, навыки парашютного прыжка, и понимание того, как избежать обнаружения.

4.       Теория о новой личности: Существует предположение, что Д.Б. Купер успешно изменил свою личность и начал новую жизнь после инцидента. Он мог использовать деньги, полученные в качестве выкупа, чтобы создать новую самобытность и уйти от преследования правоохранительных органов.


Важно отметить, что все эти теории основаны на догадках и спекуляциях, поскольку ни идентичность Д.Б. Купера, ни его судьба не были окончательно установлены. Дело остается нераскрытым и вызывает интерес у исследователей и любителей загадок до сих пор.


Продолжение


В 1980, молодой парень обнаружил пачки денег во время своего отпуска с родителями в Орегоне. Серийные номера банкнот совпали с теми, которые были получены в качестве откупных Купером. Интенсивные поиски ни к каким результатам не привели, но в 2017, была обнаружена парашютная стропа, которая могла принадлежать одному из использованных для прыжка парашютов.

пятница, 23 июня 2023 г.

Пи́нгвин - Сестры Ремингтон

 

Пи́нгвин

 

Сестры Ремингтон



Между тучами и морем пролетал писатель Горький.
Он летел в аэроплане на курорт, на остров Капри.
Всё глядел в иллюминатор и обдумывал поэму.
Под собою видя море, начал он её словами
"Над седой равниной моря ветер тучи собирает".

Прочитав недавно книжки, «Калевалу» с «Гайяватой»,
Он раскачивался в ритме этих книг, а также песен
«Ах вы сени мои сени, по долинам и по взгорьям».
Он писал стихи без рифмы, потому что был прозаик.

А ещё он был марксистом и его литература
Содержала пропаганду социальных катаклизмов.
А о том, какие были в той поэме персонажи
И природные явленья, вкратце мы сейчас расскажем.

Происходит всё на фоне разгулявшейся стихии.
Над волной летает птица – персонаж, с которым автор
Сам себя отождествляет. Эта птица – буревестник.
Он пророк плохой погоды. Он предсказывает бурю
В тот момент, как эта буря повсеместно происходит.

Он летит без ясной цели, наслаждается процессом.
Буревестник бурю любит. Остальные же – не очень.
Несознательные птицы буре, вроде бы, не рады.
И охотно предпочли бы штиль и ясную погоду.

Насмехается писатель: эти чайки и гагары
Быть могли б и похрабрее с точки зрения марксиста.
Горький не упоминает альбатросов и бакланов,
Но большой заряд сарказма достаётся тут пингви́ну.

Автор – спец-манипулятор, знает подлые приёмы.
Он владеет в совершенстве казуистикой советской.
Назови пингви́на глупым, робким, жирным. Даже имя
Переври. Скажи – он пи́нгвин. Кто ж такого пожалеет?

Эти чайки и гагары – аллегория различных
Социальных классов, гильдий, категорий и сословий.
Что касается пингви́на, в этом жалком персонаже
Безошибочно, мгновенно узнаём интеллигента.

А в финале громко крикнув – «Пусть сильнее грянет буря»,
Буревестник (то есть, Горький) всем несчастья напророчил.
Хоть на этой верхней ноте и конец повествованью,
Но ведь было продолженье в жизни подлинной, реальной.

Очевидно, буревестник, как и все другие птицы,
Жить не может в урагане и нуждается в укрытье.
Где-то у него гнездо есть, а в гнезде жена и дети.
И не в море, а на суше, в месте тихом, безопасном.

Это значит, предсказавши всем беду и разрушенья,
Сам свалил, пронзая тучи, и укрылся под скалою.
Точно так же, как гагара и пингви́н, который пи́нгвин.
То есть вёл себя примерно как и сам писатель Горький,
Что не пал на баррикадах и теперь летит на виллу.

Чайки, крачки и гагары тоже бурю пережили,
Но не все. А те, кто выжил – много перьев потеряли.
Ну а птицы поумнее, кто поверил предсказанью,
В те края поулетали, где теплее и спокойней.

Пеликаны, альбатросы, фаэтоны и фрегаты –
Все давно за океаном. Возвращаться не желают.
А пингви́н, что не летает, чуть не сгинул в этой буре.
Не надеясь на утёсы, он решил уплыть хотя бы,
И успел. И на последнем философском пароходе
Он дошёл до Антарктиды, чтобы быть от всех подальше.
И теперь пингви́нов нету в наших северных широтах.

вторник, 20 июня 2023 г.

Тайна Убийцы Зодиак в Сан Франциско

 "Убийца Зодиак" - это псевдоним, используемый серийным убийцей, который активно действовал в Сан-Франциско и окрестностях в конце 1960-х и начале 1970-х годов. Он известен своими криптографическими посланиями, отправляемыми в полицию и местные газеты.


Зодиак совершил несколько убийств и нападений, а также отправлял шифрованные послания, содержащие загадки и намеки на свою личность. Он выбирал жертв случайно и часто атаковал пары, находящиеся в машине или в отдаленных местах.


Одно из самых известных убийств Зодиака произошло в 1969 году, когда он застрелил молодую пару, Дэвида Фарадэя и Бет Батерсон, в парке Зодиак на окраине Сан-Франциско. После этого последовали еще несколько нападений и убийств, включая нападение на туристов на озере Берриесса и убийство таксиста в Сан-Франциско.


Несмотря на активные расследования и множество подозреваемых, личность "Убийцы Зодиака" так и не была окончательно установлена. Зодиак отправлял послания, в которых утверждал, что знает, как его поймать, и продолжал дразнить полицию и общественность своими загадками и посланиями.




Этапы Расследования


Расследование дела об Убийце Зодиаке в Сан-Франциско велось на протяжении длительного времени и прошло несколько этапов. Вот основные этапы расследования:

1.       Убийства и первые следственные шаги: Серия убийств и нападений Зодиака началась в конце 1960-х годов. Полиция начала расследование и собирала улики, свидетельские показания и физические доказательства с мест преступлений. На этом этапе сформировался первичный образ Убийцы Зодиака и его методы действий.

2.       Шифрованные послания: Одним из отличительных признаков дела Зодиака были его шифрованные послания, которые он отправлял в полицию и газеты. Эти послания содержали загадки, намеки на личность убийцы и требования публикации в прессе. Полиция и шифровальщики пытались разгадать послания, чтобы получить дополнительные улики и информацию.

3.       Общественность и пресса: Зодиак привлек значительное внимание общественности и медиа своими преступлениями и загадками. Публикация статей в газетах и репортажи по телевидению вызвали широкий резонанс. Общественность стала активно участвовать в расследовании, предлагая свои теории и информацию, которые могли помочь в поимке Убийцы Зодиака.

4.       Подозреваемые и расследование: Полиция рассматривала множество подозреваемых в течение расследования. Некоторые люди были допрошены, но недостаточно улик или доказательств, чтобы предъявить обвинения. Расследование продолжалось, но ни один конкретный подозреваемый не был окончательно связан с делом.

5.       Продолжение преступлений и завершение расследования: Зодиак совершал новые нападения и убийства, включая нападение на туристов на озере Берриесса и убийство таксиста. Однако с течением времени преступления Зодиака прекратились, и дело постепенно затихло.

6.       Нераскрытость и интерес общественности: Дело Убийцы Зодиака осталось нераскрытым. Несмотря на продолжение расследования и периодическое возобновление интереса общественности, его личность так и не была окончательно установлена, и мотивы остались загадкой.


Кто занимался расследованием?


В расследовании дела об Убийце Зодиаке в Сан-Франциско участвовали различные правоохранительные органы и специалисты. Вот некоторые из них:

1.       Сан-Францисская полиция: Сан-Францисская полиция была основным органом, ответственным за расследование дела. Они собирали улики, проводили допросы свидетелей, анализировали физические доказательства и координировали усилия по поимке Убийцы Зодиака.

2.       Отдел ФБР по расследованию серийных убийств: Федеральное бюро расследований (ФБР) принимало активное участие в расследовании дела об Убийце Зодиаке. Они оказывали поддержку сан-францисской полиции в анализе улик, координации операций и обмене информацией.

3.       Эксперты по шифрованию: В связи со шифрованными посланиями, отправляемыми Убийцей Зодиаком, в расследование были вовлечены эксперты по шифрованию. Они пытались разгадать послания и получить дополнительные улики или информацию о личности Убийцы Зодиака.

4.       Общественность: Дело Убийцы Зодиака вызвало широкий интерес и участие общественности. Множество людей предоставляли свидетельские показания, информацию и подозрения, которые могли помочь в расследовании. Некоторые гражданские группы и организации также вели собственные расследования и сотрудничали с правоохранительными органами.


Теории следователей


Дело Убийцы Зодиака в Сан-Франциско вызвало множество теорий и спекуляций. Вот некоторые из наиболее известных теорий, которые возникали в ходе расследования:

1.       Многие полагают, что Убийца Зодиак был одной личностью. Он действовал в период с конца 1960-х по начало 1970-х годов, и его методы и подписи (включая шифрованные послания) свидетельствуют о едином исполнителе.

2.       Возникали предположения о том, что Убийца Зодиака был психопатом или серийным убийцей, наслаждающимся убийствами и манипулирующим правоохранительными органами и общественностью.

3.       Некоторые теории указывают на возможное связующее звено между Убийцей Зодиаком и другими нераскрытыми преступлениями, включая другие серийные убийства и похищения.

4.       Существуют предположения, что Убийца Зодиака мог быть связан с правоохранительными органами или иметь какую-то поддержку внутри системы, что могло помочь ему избегать ареста или идентификации.

5.       Некоторые теории указывают на возможное психическое расстройство или травму, которые могли способствовать его насилию и желанию привлечь внимание общественности.

6.       Были выдвинуты предположения о том, что Убийца Зодиака мог быть отдельной группой людей, работающей совместно, что объясняло бы различные стили нападений и послания.


Успехи в расшифровке


В ходе расследования дела Убийцы Зодиака в Сан-Франциско было расшифровано несколько шифрованных посланий, которые он отправлял в полицию и газеты. Вот некоторые из расшифрованных посланий:

1.       Зодиаковская шифровка Z408: Это самое известное и первое шифрованное послание, которое было расшифровано. Оно состояло из 408 символов и было отправлено в газету "Сан-Франциско Хроникл". Расшифровка послания была выполнена группой шифровальщиков, включая Дональда и Бетти Харден, а также Дэвида Орэлаха. Однако даже после расшифровки текста послание не дало конкретных подсказок относительно личности Убийцы Зодиака.

Текст шифровки:

"Мне нравится убивать людей, потому что это так весело. Это веселее, чем охотиться на дичь в лесу, потому что человек - самое опасное животное из всех. Убивать что-то дает мне самый захватывающий опыт. Это даже лучше, чем удовлетворяться с девушкой. Лучшая часть в том, что когда я умру, я возродюсь в раю, и те, кого я убил, станут моими рабами. Я не дам вам своего имени, потому что вы будете пытаться замедлить или остановить мою коллекцию рабов для моей жизни после смерти EBEORIETEMETHHPITI."

Это послание отражает зловещие и жестокие мысли Убийцы Зодиака. Он описывает удовольствие, которое он получает от убийств, и заявляет, что после смерти он возродится в раю, а его жертвы станут его рабами. Также он выражает нежелание раскрывать свое имя, чтобы не помешать своей коллекции рабов для жизни после смерти.

Это послание вызвало шок и ужас в обществе и стало одним из ключевых элементов в расследовании дела Убийцы Зодиака.

2.       Зодиаковская шифровка Z340: Это послание, состоящее из 340 символов, так и не было полностью расшифровано. Несмотря на усилия многих криптографов, включая многочисленные попытки общественности, текст послания остается загадкой. Некоторые части текста были расшифрованы, но остальная часть остается неразгаданной.

В приблизительном переводе послание звучит так:

«Надеюсь, вы повеселились, пытаясь меня поймать. Это был не я на ТВ-шоу. Кстати, обо мне. Я не боюсь газовой камеры, потому что она отправит меня в рай пораньше, и потому что у меня есть достаточно рабов, которые будут работать на меня там, где ни у кого другого нет ничего, когда они прибывают в рай. Поэтому они боятся смерти. А я не боюсь, потому что я знаю, что моя новая жизнь будет легкой в раю. Смерть».


3.       Другие послания: Убийца Зодиак также отправлял другие шифрованные послания, такие как послание в форме головоломки, известное как "Зодиаковская шифровка Z13". Некоторые из этих посланий были расшифрованы, но их содержание не дало значимой информации, которая привела бы к конкретным результатам в расследовании.


В настоящее время дело об Убийце Зодиаке остается одним из самых известных нераскрытых дел в истории США, и его загадки и шифровки продолжают вызывать интерес и стимулировать попытки разгадать эту загадку.

пятница, 16 июня 2023 г.

Факты и Легенды о Докторе Фаустe

 

Среди литературных персонажей он, безусловно, один из самых колоритных, загадочных и привлекательных. Легенда о неутомимом искателе истины, отдавшем за нее душу Дьяволу, питала творчество Марло, Гете, Томаса Манна и многих других драматургов, художников, писателей. Но, как и всякая легенда, она имела вполне реальные корни. Достоверно известно, что доктор Фауст действительно жил в Германии в первой половине XVI в. Точнее — был он жителем Вюртемберга, так как единого Германского государства в то время не было на политической карте мира.


Факты


Исторический Фауст родился в Книттлингене близ Маульбронна. Он происходил из хорошего дворянского рода. В гербовнике XVI в. есть герб юриста Фауста: на голубом фоне — сжатый кулак, а на щите — орел в короне, распустивший крылья. В самом Маульбронне много лет спустя в целости и сохранности пребывала «башня Фауста», где он занимался наукой и магией и которую местные жители любили показывать заезжим туристам.


В молодости Фауст стал странствующим студентом. Это была весьма многочисленная категория молодых людей: бросивших занятия в университете добровольно или провалившихся на экзамене. В разных странах их называли вагантами, схоластиками, школярами, эрратиками. Они путешествовали, веселились, музицировали, подшучивали (далеко не всегда безобидно) над обывателями, зарабатывали на жизнь продажей чудодейственных эликсиров и лечением болезней. Странствующие студенты любили пустить пыль в глаза и всемерно преувеличивали свою образованность. Они хвастались, что познали особую науку, которая называлась «магия салютарис». Ее якобы преподавал сам Сатана в недрах Венусберга, т. е. горы Венеры. Один из писателей того времени даже утверждал, что гора Венеры находится во Франции, только он не скажет, возле какого города, дабы студенты туда не ездили. На этой горе якобы был чудесный камень, встав на который человек делался невидимым и проваливался под землю, прямо в аудиторию, где за профессорской кафедрой восседал сам Дьявол. Он читал тут медицину, юриспруденцию и богословие, но не дозволял слушателям записывать его лекции.


Странствующий студент Фауст, как и его собратья, лечил травами, порошками, кореньями и настойками. Он показал себя весьма искусным медиком. И везде сопровождал его забавный черный пудель. Молва утверждала, что под видом собаки скрывался сам Сатана и именно благодаря его советам деятельность Фауста была столь успешной. Рассказывали еще, что странствующий студент творил чудеса, а будучи в Венеции, сделал себе крылья и пытался летать по небу, но Дьявол на него за такую наглость рассердился и чуть не погубил. Закрепилась за Фаустом и репутация чернокнижника, ибо часто заставали его за чтением старинных книг с непонятными значками и формулами.


Иоганн Тритемий, уважаемый ученый, в гневном послании Иоганну Вирдунгу от 20 августа 1507 года упоминает о некоем мошеннике, именующем себя Фаустом младшим и кощунственно хвастающемся своими способностями повторить все чудеса Христа. Тритемий утверждает, что тот добыл место педагога в 1507 году в Зекингене и злоупотребил им, предавшись греху содомии с учениками мужского пола. Причем эту работу он получил благодаря покровительству влиятельных особ. Эта страница его биографии закончилась побегом.


В 1513 году о встрече с алхимиком упоминает Конрад Муциан Руф. Он рассказывал, как тот хвастался своими способностями в эрфуртской гостинице.


Как бы там ни было, но Иоганн закончил Гейдельбергский университет. И не просто закончил, а получил ученую степень. Благодаря ей он мог брать высокие гонорары за свои услуги. В 1520 году он написал гороскоп для епископа в Бамберге и заработал на этом 10 гульденов. В 1528 году Фауст прибыл в Ингольштадт, но был оттуда с позором выслан, так же с ним поступили в 1532 году в Нюрнберге. Мэр города навсегда воспретил этому мошеннику приближаться к воротам города.


У Иоганна Георга Фауста всегда была чудесная слава. Часть слухов, скорее всего, он придумывал сам. Поговаривали, что однажды, обедая в таверне, доктор проглотил медлительного официанта, а еще скакал верхом на винной бочке, которую никто никогда не мог выкатить из подвала.


По словам Иоганна Манлия, знакомого с нашим героем, когда тот получал образование в Кракове, Фауст хвалился, что всеми завоеваниями в Италии германский император обязан прямо ему, а точнее, его магическому вмешательству. В Венеции он пробовал взлететь, но был сброшен на землю дьяволом.


В Батенбурге Фауст угодил в тюрьму за то, что опрометчиво поделился с местным священником способом избавления от бороды без помощи бритвы. Воспользовавшийся советом служитель культа остался не только без волос на подбородке, но и без кожи на нём и очень рассердился. Если бы история донесла до нас более подробную информацию об этом чудодейственном способе, возможно, разнообразные «жилетты» лишились бы своего бизнеса.


В Базеле Фауст передал на кухню тушки птиц неизвестной породы с приказанием изжарить их. Тут же поползли слухи, что он добывает себе провиант из потусторонних миров. Анонимный автор «Циммерской хроники» в 1565 году подытожил, что «Фауст за свою жизнь совершил так много чудесных дел, что их хватит на сочинение целого трактата».


Конец же исторического Фауста был достаточно печален. Однажды он пришел в деревенскую гостиницу в очень мрачном расположении духа. Просидев весь вечер в таверне, сказал хозяину: «Не пугайтесь, если ночью будет шум». Действительно, ночью из его комнаты раздавались странные звуки и нечто похожее на крики о помощи. Наутро из комнаты никто не вышел. Когда взломали дверь, то нашли Фауста со свернутой шеей. Еще при нем якобы была найдена собственноручно написанная история жизни, где недоставало только конца. Этот конец позднее дописали ученики доктора.


По другим свидетельствам, ученый погиб во время алхимического опыта от взрыва в отеле городка Штауфен-им-Брайсгау. Свидетели указывали, что тело было обнаружено в сильно изувеченном состоянии.


Что произошло в действительности, мы вряд ли, когданибудь узнаем. Ясно одно: доктор Фауст умер насильственной смертью.


Легенда


Вот, собственно, и все, что известно о реальном Фаусте. Но легенда об ученом стала передаваться из уст в уста, обрастая присочиненными подробностями. И в 1587 г. некто Шпис издал в городе Франкфурте–на–Майне книгу, озаглавленную по обычаю того времени весьма длинно: «История доктора Иоганна Фауста, пресловутого колдуна и чернокнижника, как он записал душу свою Дьяволу на определенное время, что он за это время видел и сам совершил, пока не получил заслуженной мзды. Составлена на основании оставшихся после него писаний для ужасающего и отвращающего примера всем высокомерным, лукавомудрствуюшим и безбожным людям».


По этой версии Фауст был сыном крестьянина и родился в городке Роде близ Веймара. В Вюртемберге у него был богатый родственник, который взял его к себе и отдал в школу для обучения богословию. Юный Фауст показал себя очень способным и прилежным учеником: он выдержал выпускной экзамен и был признан лучшим из 17 одноклассников. Фауст рано возгордился и изза высокомерия забросил Библию. Он попал в дурное общество, заинтересовался оккультными науками и отправился в Краковский университет, где стал изучать магию (в то время Краковский университет считался центром оккультных наук). Фауст стал астрологом, математиком, богословом. Но чем больше он узнавал, тем больше возникало перед ним новых тайн, которые никто не мог помочь ему раскрыть. Дни и ночи Фауст просиживал над книгами, сосредоточенно размышлял, но истины мироздания не желали ему открываться. И тогда им овладело искушение прибегнуть к помощи Дьявола.


Темной ночью Фауст отправился в густой лес близ Вюртемберга. Он встал на перекрестке, от которого в четыре стороны расходились дороги, и очертил мелом несколько кругов. Затем произнес магическое заклинание. Дьявол услышал вызов, но решил по первому зову не являться. Вместо этого он устроил небольшое представление, чтобы вволю потешиться над испугом заклинателя. Внезапно поднялась буря, засверкали молнии, под громовые раскаты появилась толпа хохочущих чертей. Вблизи мелового круга раздался оглушительный выстрел, блеснула полоса света и зазвучала волшебная музыка. Запели невидимые певцы, закружились в танцах воздушные создания, из тьмы появились бойцы с пиками и саблями. Фаусту стало жутко, но он не отступил от своего намерения и произнес второе, более сильное заклинание. Теперь откудато появился дракон и стал летать над кругами. И тогда Фауст произнес третье заклинание. Дракон жалобно завыл, в этот момент на землю упала большая звезда и превратилась в огненный шар. Любой здравомыслящий человек бросился бы бежать, чтобы не быть испепеленным огнем, но Фауст повторил заклинание. С небес низвергся огненный поток и исчез гдето в недрах, засветилось шесть огоньков, превратившихся вдруг в огненного человека. Этот человек сначала молча ходил вокруг Фауста, затем принял облик седого монаха и спросил глухим голосом: «Чего тебе от меня надо?» — «Посети меня в моем доме, в двенадцать часов ночи», — ответил Фауст. Вызванный дух согласился.


В полночь он посетил Фауста на его городской квартире и выслушал ученого. Иоганн предлагал после смерти отдать Дьяволу свою душу за то, что при жизни тот будет ему служить и расскажет обо всем, что Фауст пожелает исследовать. Дух отвечал, что принять эти условия не в его власти: ему сперва нужно испросить разрешения у своего господина.


На следующую ночь дух явился снова и сообщил, что Люцифер разрешил принять предложение Фауста. Фауст выдвинул такие условия: 1) он, Фауст, получит ловкость, форму и образ духа; 2) дух будет делать все, что ему, Фаусту, желательно; 3) дух будет ему подчиняться и слушаться, как слуга; 4) во всякое время, когда только Фауст пожелает, дух будет являться у него в комнате; 5) у него в доме дух должен быть невидимым для всех; 6) дух должен являться, когда его будет требовать Фауст, в той форме, в какой будет угодно Фаусту.


Дух, в свою очередь, выдвинул встречные условия: 1) по истечении 24 лет Фауст отдаст себя во власть Дьявола; 2) в подтверждение этого Фауст напишет расписку своей кровью; 3) Фауст должен отречься от Христа; 4) Фауст должен сделаться врагом христианства; 5) Фауст должен избегать благочестивых людей и не позволять отвращать себя от Дьявола. В вознаграждение за это Фауст будет иметь все, что пожелает, и скоро почувствует, что сам обладает свойствами духа.


Как зовут тебя?» — спросил Фауст духа. И услышал в ответ: «Мефистофель».


Приняв дьявольские предложения, Фауст ножом вскрыл себе вену, нацедил в котелок крови и поставил его на огонь. Потом он составил обязательство, копия с которого после смерти Фауста была найдена рядом с его истерзанным телом.


Первые годы после подписания контракта Фауст всецело отдается науке. Он жил в Вюртемберге вместе с учеником Вагнером, тоже магом. Дьявол открыл ему все тайны неба и земли.


Мефистофель являлся к Фаусту в облике францисканского монаха с колокольчиком. Он снабжал Фауста лучшей едой и напитками, воруя дорогие вина из погребов епископов и владетельных князей, обеспечивал ученого одеждой и деньгами.


Некоторое время спустя Фауст решил жениться. Мефистофель всячески отговаривал его от этой затеи, но Фауст стоял на своем. Тогда явился сам Сатана, причем в таком ужасном облике, что Фауст в страхе бежал. Однако необоримая сила сбила его с ног и швырнула обратно в дом, где уже бушевал огонь. Перепуганный Фауст отказался от намерения жениться, и тогда пламя погасло. Впрочем, вскоре Сатана придумал более приятный и действенный способ, как отвратить Фауста от мечты о «семейном гнездышке»: он начал поставлять ему красавиц и развратниц. Любовные оргии понравились ученому, и он больше не заикался о женитьбе.


Познав тайны земли и неба, Фауст начал настойчиво расспрашивать Мефистофеля, что из себя представляет ад. Мефистофель нехотя объяснил: «Ад — это бесконечная зима, пламя, дрожание членов. Люди, осужденные мучиться в нем, осушили бы море, вынося в день по капле, если бы за это получили хоть малейшую надежду на прекращение пытки». Объяснения Мефистофеля не удовлетворили Фауста, и он попросил позволить увидеть ад собственными глазами. Однажды ночью к его окну подлетел Вельзевул в виде огромного червя с креслом на спине. Фауст сел на него и отправился к большой горе, из недр которой извергается пламя. Червь с Фаустом влетел в огнедышащее отверстие, где к ним присоединились еще три червя, чтобы оберегать пассажира. Некоторое время они успешно справлялись со своей задачей, но потом появившийся неизвестно откуда разъяренный бык выбил Фауста из кресла, и он, кувыркаясь, полетел в пропасть. Вначале его подхватила старая обезьяна. Вскоре у обезьяны его вырвал дракон и увлек в водную пучину. Там он вывалился из колесницы, в которую был запряжен летающий ящер, и упал на утес, нависший над объятой пламенем бездной. Подумав, что духи его оставили, отчаявшийся Фауст с криком: «О, духи, примите заслуженную жертву!» — бросился в огонь. Внезапно он оказался на берегу реки, где короли и князья непрестанно бегали от огня к воде и обратно. Тут же блуждали осужденные души.


Наутро Фауст проснулся дома, в своей постели; он не мог понять, то ли на самом деле побывал в аду, то ли все путешествие ему приснилось.


На шестнадцатом году действия договора Фауст решил путешествовать по всему свету. Мефистофель предоставил ему волшебного коня, на котором можно было летать по воздуху. Фауст побывал у папы в Риме, ужаснулся чревоугодию и разврату высших церковных иерархов и полетел к султану в Турцию, где в облике пророка Магомета провел шесть дней в гареме с женами правителя. Пролетая над островом Каузи, он увидел какоето особое сияние и захотел рассмотреть все поближе. Но Мефистофель сказал, что здесь — рай и дорога туда Фаусту заказана.


На долю доктора Фауста выпало немало и других приключений. К нему льнули молодые ученики и студенты, которых доктор не столько учил, сколько развлекал и угощал. Себе же он устроил целый гарем, жемчужиной которого была сама прекрасная Елена, изза которой разгорелась Троянская война. Она родила Фаусту сына.


Все было бы прекрасно, если бы не близился срок расплаты с Дьяволом. Фауст погрустнел, затосковал, земные радости больше не отвлекали его от тяжелых мыслей.


Накануне рокового дня он распрощался со всеми учениками. Ночью они слышали в его комнате страшные крики: казалось, что в доме бушевала буря. Всех охватил такой ужас, что никто не решился прийти бедному доктору на помощь. А наутро вошедшие в комнату увидели следы жестокой борьбы: разбитую мебель, стены, забрызганные кровью и мозгом, с налипшими на них клочьями волос. Тело Фауста было страшно истерзано. А рядом с ним лежала копия договора с Дьяволом и недописанная история жизни.


(По материалам Ермакова и Непомнящего)

 

среда, 7 июня 2023 г.

Таинственные карлики Aрктиды

 

Автор: Н. Н. Непомнящий (По материалам А. Низовского)

 

Норвежские альфары, датские и шведские эльвы, англосаксонские гномы и эльфы, германские альбы… Мудрецы, чародеи, величайшие мастера по обработке металлов, изготовители магических предметов… Предания об этих загадочных существах широко распространены среди народов Северной Европы. Во многих районах Земли существуют легенды о карликах как о первоначальных жителях этих местностей, которые с появлением людей всегда уступали им место, исчезая бесследно, уходя… под землю. В России предания о «чуди белоглазой», ушедшей под землю, были распространены по всему Северу.

 


Что скрывается за многочисленными легендами о карликах? И почему средоточием этих легенд является север Европейского континента, омываемый волнами Ледовитого океана? Один из самых древних народов Европы, кельты–ирландцы, сохранили в своих преданиях легенды о таинственных северных островах, жители которых назывались Туату де Даннан — Племенами Богини Дану. «Им были ведомы и волшебство, и магия, и друидизм, и колдовство, и хитрость, — сообщает древняя сага, — и они превосходили мудрецов–язычников в волшебствах и науках, дьявольских искусствах, во всех видах благородных тонкостей». В четырех своих городах — Фалиасе, Гориасе, Муриасе и Финдиасе — они постигали «чары и прочие тайны», создавали магические предметы, часть из которых принесли с собой, переселившись в Ирландию.

 

Северные острова — «страна Ируат» — находилась на севере, недалеко от Скандинавии. Для смертных она была недостижима.

 

В средневековой «Книге завоеваний Ирландии» рассказывается о появлении на ирландской земле народа Туату де Дананн. Их прибытие сопровождалось какимто неясным катаклизмом: «Гарь и дым окутали тогда ближние земли и небо». Поздние легенды утверждают, что пришельцы просто сожгли свои корабли, пристав к ирландскому берегу. Тем не менее считается, что Племена Богини Дану появились из дымных облаков.

 

Эти мудрецы, низкорослые, но вечно молодые и прекрасные, правили с помощью волшебства и наук, и период их расцвета считается золотым веком Ирландии. Туату де Даннан были изгнаны другим пришедшим с моря народом, и последние из них ушли в подземный мир, «под счастливые холмы, чтобы жить вечно». Живут они в пещерах и волшебных курганах — «сидах». Ирландия до сих пор почитает свой «народ холмов». Правда, с годами волшебные обитатели сидов, став персонажами фольклора, превратились в многочисленное племя «маленьких человечков», населяющее глухие уголки Ирландии. Зная, что в сидах обитают «маленькие человечки», ирландцы не только не разрушали курганы, но даже избегали подходить к ним близко.

 

На Британских островах, где причудливо смешались кельтская и германо–скандинавская культуры, бытуют и собственные предания о карликах.

 

Многим известна баллада Р. Л. Стивенсона «Вересковый мед», который варили жившие на севере Шотландии пикты — «малютки–медовары в пещерах под землей». Но вот

 

Пришел король шотландский,

Безжалостный к врагам,

Погнал он бедных пиктов

К скалистым берегам.

 

Истребленные шотландцами, пикты исчезли с карты Британии.

 

Ученые до сих пор точно не знают, кто такие пикты (лат. Picti — «расписанные, татуированные»). Само это понятие употреблялось начиная с III в. н. э. применительно вообще ко всем племенам, населявшим север Британии, Гебридские и Оркнейские острова. Их язык представлен непереведенным до сих пор огамическим письмом (древнее письмо, употреблявшееся только кельтами и пиктами Британских островов.

 

Среди пиктских племен легенды выделяют загадочный маленький народ, населявший север Шотландии. Эти карлики жили в пещерах, слыли знахарями, варили таинственные зелья. Они носили зеленые одежды, умели накладывать и снимать чары.

 

Помимо пиктских сказаний, легенды о карликах распространены по всей Британии. В Уэльсе рассказывают, что карлик Эйденс вызвал разлив озера, волны которого затопили всю землю. Особенно популярны предания о гномах и эльфах — иногда их называют «черными» и «белыми» карликами. Эльфы могут менять свой рост и облик по своему усмотрению, на закате солнца они любят танцевать и петь на укромных лесных полянах. Они обладают непостижимой мудростью, даже крупица знания эльфов делает человека могущественным мудрецом. Под покровительством эльфов находятся некоторые деревья, прежде всего дубы и липы.

 

Гномы выходят на поверхность только ночью. Их подземные дворцы освещаются теплым светом янтаря и блеском несметных сокровищ. Их мир — это воспоминание о той Изначальной Ночи, что царила некогда на Земле, о беззвездном подземном мире, где первоначально обитали все боги…

 

Если в Ирландию карлики явились как переселенцы, то народы Скандинавии, по–видимому, были знакомы с ними в более древние времена. Скандинавский эпос повествует о том, что задолго до появления на Земле людей мир был населен великанами и карликами. Карлики (древнеисландск. dvergar; иногда их называют альвами, гномами) были созданы богами «из Бримира крови и кости Блаина». Существует множество толкований тому, кто такие Бримир и Блаин, но ясности в этом нет. По одной из версий Старшей Эдды, карлики «появились из камня земли, пришли через топь на поле песчаное».

 

Карлики жили под землей, слыли несравненными мастерами в искусстве обращения с огнем и металлом, изготовлении волшебных вещей. Они ковали оружие для богов. Великому Одину они выковали волшебное копье Гунгнир и золотое кольцо Драупнир, Тору — молот Мьёлльнир. Карлики Брокк и Эйтри создали вепря с золотой щетиной. Искусными руками карликов построен чудесный корабль Скидбландир, выкованы золотые волосы богини Сив. Борьба за овладение этими магическими предметами составляет значительную часть скандинавского эпоса.</p>

<p>Никому не удалось проникнуть в секреты карликов. Живут они не вечно, но очень долго, веками. На землю могут выходить только ночью — солнечный свет обращает их в камень. Карлики наделены сверхъестественной силой, носят длинные бороды. Некоторые их племена доброжелательны к людям, другие — «черные гномы» — наоборот, враждебны. Рудокопы говорят, что встретить карлика — добрая примета.

 

За карликами сохранялась репутация чародеев, знатоков магии. Существовали и кобольды — карлики, духи домашнего хозяйства. По преданию, они живут в сараях, конюшнях и чердаках, но только у рачительных и добрых хозяев, которым стараются не попадаться на глаза: «каждый должен жить в своем мире», считают они.

 

Лесные карлики — неуклюжие, лохматые, в звериных шкурах, собирали лечебные травы и слыли искусными целителями.

 

Эпос германцев формировался в сравнительно позднее время, поэтому приобрел черты, скорее, рыцарского романа. Тем не менее сквозь новейшие пласты в нем явственно проступают образы древних легенд. Так из глубокой старины дошло до нас предание о нибелунгах.

 

Первоначально, в ранних германских сказаниях, нибелунгами назывались северные карлики (альбы) — обитатели горных пещер, хранители горных сокровищ, которыми завладел Сигурд. Потом это название распространилось на тех людей, кто завладел сокровищами после смерти Сигурда. Постепенно древний смысл имени нибелунгов — существа, обитавшие в подземном царстве, карлики (нем. Zwerg — карлик) — был утрачен, поздним переработчикам «Песни о Нибелунгах» он уже не был ясен. Нибелунги начинают фигурировать в эпосе как могучие воины.

 

Согласно древним преданиям, нибелунги носят для защиты плащи–невидимки чудесного свойства: тот, кто надевает такой плащ, становится невидимым и недоступным ударам и уколам. При этом сила его значительно возрастает. Зигфрид с большим трудом отнял один такой плащ у карлика Альбриха. Седобородый Альбрих жил под горой, был свиреп и очень силен. Зигфрид приставил побежденного им карлика сторожить сокровища в потайной пещере.

 

Несмотря на размытый временем образ нибелунгов, в нем сохраняются главные черты, присущие загадочному племени карликов — это волшебники, живущие под землей.

 

Сам собой напрашивается вывод, что древние жители Северной Европы, очевидно, сталкивались с загадочным маленьким народом, слишком слабым, чтобы оставить свой след в истории, и слишком сильным, чтобы остаться незамеченным.


Фольклор — это, помимо прочего, еще и историческая память народа. Подобные свидетельства есть и у народов Севера Российской Федерации.

 

Н. М. Карамзин отмечал, что «не только в Скандинавии, но и в России финны и чудь славились волшебством». Карамзин основывался на свидетельствах древнерусских источников о колдунах, прорицателях, чародеях из среды финно–угорских народов, обитавших на севере Руси. Можно вспомнить «вещего финна» из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», который постиг ученье колдунов «у финских берегов».

 

Между тем у финских народов всегда существовало убеждение, что своим волшебным знаниям местные чародеи во многом обязаны неким подземным духам–карликам. Предания о карликах, обитавших в пещерах или под землей, существовали у всех финских народов, из которых древнейшими обитателями Севера являются лапландцы (саамы, лопь, лопари). По–фински подземных карликов называли «огненноглазые haltia», по–лопарски — «сайвок». Саамы рассказывают еще о карликах–ульдрах — жителях Лапландии. Зиму ульдры проводят в своих подземных убежищах. Лапландцы — народ кочевой. Иногда в своих жилищах из оленьих кож они слышат, как под землей забеспокоились ульдры — значит, жилище надо переносить с этого места, оно закрыло вход в подземные обиталища этих маленьких существ. Если этого не сделать, ульдры могут сильно навредить — порвать оленьи шкуры, украсть из колыбельки дитя и подложить вместо него своего уродца. В этом случае рекомендуется обращаться с маленьким ульдром нежно — тогда мамка–ульдр смилостивится и вернет ребенка на место. Днем ульдры слепнут от света и поэтому выходят на поверхность ночью. При встрече с ульдром надо держаться с ним как можно осторожней и не делать ничего, что тому может не понравиться, ведь ульдры — могучие волшебники.

 

Сказания Беломорья, Приладожья, Приуралья повествуют об ушедшей в землю «чуди белоглазой» — предания о чуди распространены повсеместно на Севере. Указывают чудские крепости, городища, могилы. Иногда чудью называют финские племена, жившие здесь до прихода русского населения, однако исследователи давно установили, что чудь — общее понятие для всех аборигенов–инородцев, обобщенное название для самых разных этнических групп. При этом чудь чуди рознь — одни народные предания рисуют чудь как племя сильное, могучее, богатырское, другие — слабое, нерасторопное, малоподвижное, не пытающееся бороться за свое существование. В рассказах местных русских жителей о силе, могуществе и чародействе древних обитателей Севера слышны отголоски древнейших чудских (финских) верований и преданий.

 

Некоторые легенды о чуди более чем конкретны, в них указываются сохранившиеся до сих пор населенные пункты, урочища, а также крестьянские фамилии и рода, берущие свое начало от чудских родов. Другие предания о чуди имеют мифический характер, полностью утратив какиелибо реальные черты. Очевидно, что русские предания о чуди имеют несколько «слоев», один из которых — предания об «ушедшем в землю» чудском народе. Г. Куликовский в «Словаре областного онежского наречия» пишет о «действительной чуди» и «чуди загадочной». Вот эта последняято и интересна нам более всего…

 

Эта «чудь загадочная», как утверждают легенды, пришла откудато с севера. Когда же началась русская колонизация, то «чудь в землю ушла, под землей пропала». По рассказам, это было так: выкапывали яму, ставили по углам столбики, делали над ямой крышу, сверху засыпали землей и камнями, потом сходили в ямы с имуществом и, подрубив подставки, погибали.

 

Трудно сказать, насколько эффективен такой способ массового самоубийства. И зачем надо было при этом брать с собой имущество? На том свете оно все равно не понадобится. Есть многочисленные сообщения, что «в ямах» после гибели чуди никаких сокровищ не отыскивалось. Куда же они делись? Но все встает на свои места, если предположить, что, сооружая навес над ямой, чудь тем самым просто–напросто закрывала от непогоды и любопытных глаз вход в сооружаемое подземелье. А указанным способом — подрубив столбики — очень удобно заваливать готовый вход в подземные лабиринты, куда и ушла легендарная чудь, захватив свое добро…

 

И потом — «уйдя в землю», чудь везде оставила после себя не ямы, а сопки, курганы. В разных местах показывали места «вечного упокоения» чуди — живописные всхолмления, которые очень похожи па «священные места». Как тут не вспомнить сиды — волшебные холмы ирландцев, где живут карлики–лепраконы! С чудскими курганами связаны, по преданиям, многие загадочные явления. Эти курганы в ночи нередко светятся синим пламенем, из них доносятся звуки — вопли, завывания, постукивания, гул.

 

В некоторых сказаниях рассказывается о том, что чудь ушла в землю через подземные ходы: «когда слух о святых Пахомии Кенском и Антонии Сийском достиг чуди, то они убоялись и убежали в непрохоимые леса. В лесах они понаделали себе, особенно в песчаном грунте, подземных ходов».

 

Как же выглядела та самая «загадочная чудь»? Помимо небольшого роста (упоминания о маленьком росте чуди встречаются в северных легендах редко), она была «белоглазой». Иногда чудь называют просто «белоглазыми», «белоглазым народом». Что это такое? Большие белки глаз, или глаза, состоящие из сплошных белков, или чтото еще? Во всяком случае, это очень характерная и важная деталь.

 

Одна из поморских легенд говорит о том, что чудь «был народ краснокожий». Этот народ перебрался на Новую Землю, «за Дышащем морем», где живет до сих пор, скрываясь в недоступных местах или при встрече с людьми становясь невидимыми. О том, что рыбаки видели чудь на Новой Земле еще «лет пятьдесят назад» говорит предание, записанное на Севере в 1969 г.

 

Этот поморский рассказ о краснокожей чуди–невидимке, живущей на Новой Земле, открывает цикл других легенд о чуди — загадочных маленьких человечках, живущих под землей, в пещерах гранитных скал. Встретить их можно крайне редко — чудинцы избегают людей и могут становиться для них невидимыми, «уходить в камень» или оборачиваться в зверя (мышь, белку). Но иногда чудак может прийти на помощь человеку мудрым советом или волшебством. Дальним отголоском этих легенд служит мудрый и добродушный «старичок–лесовичок» русских сказок, помогающий Ивану–Царевичу с помощью волшебного клубка найти дорогу к похищенной Кащеем красавице, дарящий ему шапку–невидимку, а потом вдруг исчезающий под землей.

 

По всему северу России, от Финляндии до Сибири, в народе долгое время хранилась память о «панщине» — временах Смуты, временах разбойных шаек, безжалостно опустошавших селения и погосты. «Панами» называли и шайки, отбивавшиеся от войск Сапеги и Лисовского, и отряды шведских войск, и разбойников — «шишей».

 

При всей своей фантастичности и запутанности сказания о панах содержат зерно исторической истины. За этими преданиями кроются глухие, обрывочные намеки и воспоминания и предания, относящиеся к более древнему времени, нежели Смутное. Корни этих преданий восходят к далекому прошлому, к той эпохе, когда первые славяне–колонисты встретили здесь людей «не своей веры» и сохранили память об этом времени в преданиях о заселении края.

 

Под чудью в русских преданиях обычно подразумевают дославянское население края. Но для вепсско–карельской и мерянской культур существует другое название — «паны». В легендах, распространенных на Севере, чудь и паны нередко оказываются совершенно тождественными друг другу и обозначают в совокупности древних аборигенов края, инородцев, обобщенный образ которых в одинаковой степени архаизируется и гиперболизируется. Несомненно, что с воспоминаниями о чуди смешались и переплелись исторические предания о польских «панах» Смутного времени. Иногда и чудь, и паны представляются просто как разбойники.

 

По преданиям, легендарные чудские памы — «паны» ушли под землю вместе с чудью. А у финских народов — заволочской чуди, коми–зырян, вепсов — жрецы, волхвы, мудрецы стали называться с тех пор Памами…

Легенды о карликах есть и у народа коми. Маленьких человечков здесь называют чудами, «чудь–дез». Чуды — могучие колдуны, творящие волшебство и предсказывающие будущее.

 

Одна из зырянских легенд повествует о Железном Свекре — Корт–Айка. Говорят, что пришел он из новгородской земли, но вообщето никто не знает, откуда он пришел. Русским он не был, это точно. Сначала «он не понимал по–нашему, но потом выучился», говорят старые люди. Тогда у коми никто не умел ковать железо, а он умел. Колдовство его самое страшное было: меркли солнце и луна, день превращался в ночь, а ночь — в день.

 

Хотя легенды либо рисуют Корт–Айка могучим великаном или вообще ничего не говорят о его росте, главные его признаки — загадочный человек, пришедший с севера, умеющий ковать железо, и могучий чародей — полностью соответствуют характеристике северных карликов. А могучий чародей в легендах легко может стать великаном…

 

Русские предания Урала и Сибири повествуют о том, что здесь задолго до прихода русских жила чудь белоглазая. Она занималась в горах добычей золота и серебра, и долгое время спустя древние рудники в Сибири, где добывали золото, серебро и медь, в народе называли «чудскими копями». По совету своих «вещих шаманов», чудаки перед приходом русских зарылись в землю вместе со своими сокровищами, ушли в курганы — «чудские могилы». По другим рассказам, князья и начальники чуди, жившей на западных предгорьях Урала, прокопали подземные ходы, куда они скрылись со своими семействами и сокровищами. Там они и живут до сих пор, и иногда их можно увидеть.

 

Путешествовавший в конце XVIII в. по Европейскому Северу России академик И. Лепехин писал: «У самоедов и других северных народов существуют предания о живущих под землей людях. Самоеды называют их Сиртье и говорят, что это народ, занимавший их страну раньше их и который после их прихода ушел в землю и живет еще там».

 

 «Давно–давно, когда наших людей здесь не было, тут жили сииртя — маленького роста люди. Когда людей много стало, они насквозь в землю ушли». Так рассказывают ненцы о сииртя — странном полумифическом народе, некогда населявшем пространства Севера от Канина Носа до Енисея.

 

Предки ненцев — народа самодийской языковой группы — начали освоение Западной Сибири еще 8 тысячелетий назад. В своем движении на север ненцы сталкивались с энцами («манту»), тунгусами («тунгос»), хантами и манси («хаби»), селькупами («тасым–хапи»), нганасанами («тавы») и странным малорослым народом сииртя (сиртя, сихиртя). Если с первыми народностями все просто — они существуют и сейчас, то над загадкой сииртя ученые ломают головы до сих пор.

 

«Сииртя — это такой белый, как известь, человек, — рассказывают ненцы. — Как тень ходит. На солнце смотреть не может, только на темноту. Кто сииртя увидит, счастливый будет».

 

С сииртя ненцы встретились на северном побережье Ямала. Если в фольклоре ненцев эпизодов борьбы с другими племенами довольно много, то сюжетов о войне ненцев с сииртя почти нет — загадочные карлики–сииртя, рассказывают ненцы, способны исчезать, становиться невидимыми. Наконец, сииртя переселились под землю, «уйдя в сопки». Некоторое время они жили под землей, где владели стадами мамонтов — «земляных оленей». Сииртя выходили на поверхность только ночью, избегали встреч с людьми, однако некоторым из ненцев посчастливилось общаться с сииртя и перенять у них крупицы их знаний. Потом сииртя исчезли совсем.

 

Следы сииртя сохранились по всей тундре: в названиях многих рек («Сииртя–яха» — река сииртя), сопок, урочищ («Сииртянада» — «яр сииртя»). Известно, что сииртя — богатый народ: у них в изобилии имеются серебро, медь, железо, свинец и олово. Они живут в земле и добывают их из земли. В своих подземельях сииртя греются перед небольшим синим огнем. На поверхности сииртя можно видеть только издали, а подойдешь ближе — они скроются, а куда — никто не знает. «Видно, в землю уходят», — считают ненцы.

 

В легендах о сииртя легко просматриваются два пласта — первый, о досамодийском населении тундры (есть гипотеза, что это были юкагиры), и второй, более древний, имеющий общие корни с северными преданиями о чуди. Реальность сииртя настолько не вызывает сомнений, что некоторые исследователи даже пытаются отыскать археологические следы этого народа. Из всех народностей, с кем соприкасались в своей истории ненцы, только сииртя остаются загадкой…

 

Древние географы были убеждены в существовании крупных островов или даже материка в Северном Ледовитом океане. На географических картах XVI столетия центральная часть Ледовитого океана изображалась в виде суши, расчлененной на три или четыре части. Иногда в Центральной Арктике было показано несколько архипелагов. А в 1646 г. русский землепроходец Михаил Стадухин подал якутскому воеводе Василию Пушкину «скаску» о том, что к северу от устьев Оби, Енисея, Яны и Колымы в океане лежит «большая земля»: «Камень, в море пояс», со снежными горами, падями, кручами и реками знатными».

 

Что касается жителей этих загадочных архипелагов, то, по распространенному в древности убеждению, приполярный север Евразии был населен пигмеями. Сама возможность существования маленьких людей не должна ни у кого вызывать удивления — это явление достаточно хорошо известно и многократно описано. Малорослость, карликовость, называемые в биологии научным термином «нанизм» — феномен, пока еще недостаточно изученный. По современным представлениям, нанизм представляет собой адаптацию к различным факторам окружающей среды, в том числе низким температурам и недостатку пищи. Интересно, что в одних и тех условиях может проявляться как нанизм, так и его антипод — гигантизм. В наше время племена «маленьких людей» — пигмеев обитают в экваториальной Африке и на Андаманских островах (Индийский океан).

 

В Европе сперва считали карликами лопарей и ненцев. Ганзейские купцы привозили из Новгорода рассказы русских промышленников о том, что по ту сторону Гиперборейских (Уральских) гор живут пигмеи, «ростом не выше 3–летнего мальчика». Финны называли лопарей «пигмеями севера», а в Европе в XVI в. ненцев–самоедов изображали карликами. Позже, убедившись, что это не так, «пигмеев» стали помещать на крайнем севере. На карте норвежского мореплавателя Олая Великого, выполненной в 1567 г., к северу от Норвегии, выше Лапландии, показана Scriclinia — страна карликов–скриклингов с надписью: «Hie Habitant Pygmei vulgo Scriclinger dicti» («Здесь обитают пигмеи, проще говоря, скриклинги»).

 

Какихто странных людей, «заклепанных в скале» и говорящих на непонятном языке, повстречали люди новгородца Гюряты Роговича, посланные им собирать пушную дань «за Камень».

Гипотеза о существовании в северном регионе древнейшей цивилизации, которая исчезла около восьми тысячелетий назад, была выдвинута еще в 1922 г., в результате экспедиции на Кольский полуостров под руководством ученого Александра Варченко.


Итак, мифические архипелаги в Северном Ледовитом океане, населенные не менее мифическими карликами — «пигмеями», создавшими свою цивилизацию… Позвольте, а где все это? Допустим, карлики «ушли в землю», но суша? Откуда в Ледовитом океане взялась бы обширная суша и что в таком случае с ней стало?..

 

 «В результате последних советских исследований Центральной Арктики, которыми ее природа освещается совсем по–новому, встает вопрос о былом существовании древней суши — Арктиды — в Северном Ледовитом океане».

 

Эти слова написаны в 1965 г. известным советским полярным ученым Я. Я. Гаккелем. Он обратился к проблеме Арктиды не случайно: это было предопределено кругом его научных интересов. К сожалению, это исследование ученого осталось лишь в набросках и заметках.

 

В течение многих лет Гаккель изучал геоморфологию дна Северного Ледовитого океана и пришел к выводу о вероятности сравнительно недавнего существования значительных участков суши не только в зоне шельфа, но и в пределах акватории нынешнего Арктического бассейна, прежде всего в районах подводных хребтов Ломоносова и Менделеева. При этом, по мнению ученого, Арктида не являлась целостным материком, а представляла собой совокупность массивов суши (в том числе внутришельфовых), существовавших в пределах акватории Северного Ледовитого океана.

 

Общая площадь арктических островов — приблизительно 200 тысяч километров. Однако в сравнительно недавнем геологическом прошлом, еще пять тысячелетий назад, соотношение площади суши и моря и их распределение в Северном Ледовитом океане было иным. Не исключено, что вершины подводных хребтов протягивались грядой островов, образуя в совокупности Арктиду, остатками былой суши являются Новосибирские острова и остров Врангеля. На дне морей Северного Ледовитого океана хорошо просматриваются очертания древних береговых линий, тянущиеся к северу долины крупных сибирских рек, в том числе Оби, Енисея, Лены, Индигирки, Яны, Колымы.

 

Шпицберген, Земля Франца–Иосифа и другие острова Ледовитого океана — остатки полярного материка. Процесс сокращения суши еще продолжается: легендарные Земля Санникова и Земля Андреева — возможно, также участки суши, ушедшие под воду в последнее время. В 1930–х гг. исчез остров Васильевский, в 1950–х гг. — Семеновский, на протяжении менее чем ста последних лет — остров Фигурина. К этому можно добавить исчезнувшие острова Меркурия и Диомида.

 

Арктида, являвшаяся в некоторые периоды непрерывным или почти непрерывным «мостом» между Евразией и Северной Америкой, сыграла большую роль в формировании природы полярных областей Севера. Сравнительный анализ флоры Таймыра, Чукотки и Канадского арктического архипелага показал, что некогда существовала прямая биологическая связь между растениями Таймыра и полярной Канады, причем подобная связь через Чукотку осуществляться не могла. Для этого необходимо было наличие какойто трансарктической суши. По мнению биологов, такая связь могла осуществляться вплоть до послеледникового времени (17—18 тысяч лет назад).

 

Общеизвестно о каменноугольных залежах на Шпицбергене. Значит, миллионы лет назад на полярном острове имелась тропическая растительность, а там, где простирается ледяная пустыня, кипела жизнь.

 

Ученые и промышленники давно заметили, что чем дальше на север, тем чаще встречаются останки мамонтов.

 

Также известен факт весенних миграций птиц. С материка огромные стаи летят кудато на север. Куда? Путем кольцевания удалось установить, что в начале лета черные казарки летят в Северную Америку для линьки, а осенью возвращаются, но зачем им лететь в такую даль — понять трудно. Орнитологи знают: перелетные птицы даже в теплых краях стараются прокладывать свой путь ближе к суше. Что же заставляет их пересекать ледяную пустыню океана, где многие из них гибнут?

 

О былом существовании Арктиды говорит множество других фактов. Например, существенные различия в животном мире на карско–скандинавском и чукотско–американском побережьях Северного Ледовитого океана свидетельствуют о недавней полной изоляции этих районов, находящихся по разные стороны от подводного хребта Ломоносова.

 

Так не была ли Арктида той самой «страной Ируат» ирландских саг, «страной Сарайас» финских народов, страной гипербореев? И не являются ли карлики остатками народа «северных пигмеев», некогда населявшего исчезнувший материк, находившийся, по–видимому, в западной части нынешнего Северного Ледовитого океана?

 

Когда же погибла Арктида? Была ли это катастрофа, подобно обрушившейся на Атлантиду, или имело место длительное постепенное опускание материка под воду? Однозначно ответить на эти вопросы пока трудно.