суббота, 29 апреля 2023 г.

5 Литературных Приколов в Произведениях Льва Толстого

 

Лев Толстой - это один из самых известных русских писателей, чьи произведения всегда вызывали характерные эмоции и чувства у читателей. В свои совершенно серьезные и поучительные произведения, Толстой порой включает забавные литературные приколы, которые выявляют в полной мере его острый юмор и творческий подход к жанру.

Один из наиболее известных приколов Толстого - это эпизод из "Войны и мира", где герой Андрей получает странное послание от противника в виде туфли. Он долго рассуждает над тем, как его можно толковать - как была отправлена "полные" туфли, может быть кто-то из противника бежал в туфлях за рубеж, или же это был просто шут? Сцена отражает не только юмор писателя, но и его способность играть с читателем и заставлять его думать.

Другим литературным приколом Толстого можно считать начало романа "Анна Каренина", который начинается с весны, но следом вспоминается зима, прошедшая раннее. Это показывает яркую эмоциональность главного героя, который бросил свою жену ради своих чувств, и способность Толстого прорабатывать мельчайшие детали настолько, что даже сам писатель может забыться и перепутать время года.


В повести "Казаки", главный герой Оленька теряет деньги, которые он взял у своих друзей и не может вернуть. В отчаянии он подает заявку в военную казну, чтобы стать солдатом и тем самым избежать своих долгов. Однако когда он узнает, что должен будет стоять на страже еще и ночью, он немедленно отзывает свою заявку. Этот прикол показывает, что Оленька не был настоящим казаком и не мог удерживать свои обещания.

В рассказе "Кавказский пленник", главный герой Иван Ильич вынужден прожить много лет в плену на Кавказе. В конце рассказа он возвращается домой и обнаруживает, что его жена изменяет ему. Однако вместо того, чтобы разозлиться, он просто улыбается и говорит: "Мне жениться на ней уже не надо". Это замечание показывает, что Иван Ильич был уверен в себе и не был обеспокоен изменами своей жены.

А в главе 6 книги 4 «Войны и Мира», автор вводит персонажа, который сильно напоминает самого себя. Этот персонаж, граф Ипполит Васильевич, такой же педантичный, любимый пряниками и толстый, как и сам Толстой. Таким образом, писатель отдает дань себе и своим собственным чертам характера.



суббота, 22 апреля 2023 г.

Лев Толстой очень любил детей

 

Лев Толстой очень любил детей. Бывало, приведет  в  кабинет штук  шесть,  всех оделяет. И надо же: вечно Герцену не везло - то вшивый достанется, то кусачий. А попробуй поморщиться - хватит костылем.

 

Литературный анекдот про любвеобильного к детям Льва Толстого я помню с детства. Но, как оказалось, он является лишь одним из достаточно обьемного сборника, коему посчастливилось даже в 1998 году стать книжкой.

 


Сборник гротескных литературных анекдотов «Весёлые ребята» — совместное произведение сотрудников редакции журнала «Пионер» книжного графика Натальи Доброхотовой-Майковой и художника-нонконформиста Владимира Пятницкого. Созданы они были в 1971–1972 годах и ходили в самиздате в фотокопиях — пишущая машинка тут годилась плохо: «Весёлые ребята» — своеобразный комикс. Без иллюстраций они теряют половину смысла, хотя многие анекдоты о Пушкине, Гоголе, Вяземском, Чернышевском, Тургеневе, чуть что уезжающем в Баден-Баден, или «Ф. М. Достоевском (царствие ему небесное)», широко ходили и в ксерокопиях, а в конце 80-х — начале 90-х отдельные тексты печатали в газетах анонимно, причём авторство нередко приписывалось Даниилу Хармсу.

Некоторые работы цикла — по преимуществу графические и потому остались малоизвестными, например геометрическая композиция про любовь бегемотов, которую наблюдал Ф. М. Достоевский (царство ему небесное), с концовкой: «и ничего сложного в этой науке нет». Другой пример филологического анекдота, не поддающегося пересказу:

Однажды Гоголь шёл по Тверскому бульвару (в своём виде) и встретил Пушкина. «Здравствуй, Пушкин, — говорит, — что ты всё стихи да стихи пишешь? Давай вместе прозу напишем». «Прозой только ............ хорошо», — возразил Пушкин.

В нём отразились и знаменитые отточия в «Евгении Онегине», и пушкинские фривольности, цензурировавшиеся в изданиях, и легенда о сюжете «Мёртвых душ», подаренном Гоголю Пушкиным. Вообще, при всём своём видимом абсурдизме и нелепости анекдоты полны литературных аллюзий и особенно насмешат читателя, знакомого, например, с дневниками Софьи Андреевны Толстой или Анны Григорьевны Достоевской.

Наталья Доброхотова вспоминает, что иллюстратором везде выступал Пятницкий, а тексты писали вместе: «Пятницкий был великий мастер завершающего штриха. Я, например, произношу: — Гоголь только под конец жизни о душе задумался, а смолоду у него вовсе совести не было. Однажды невесту в карты проиграл. — Володя добавляет: — И не отдал».

История «Ребят» началась с того, что главного редактора «Пионера» Наталью Ильину за какое-то проявление свободомыслия отправили на пенсию. Сотрудники и внештатные авторы втайне составили для неё памятный рукописный номер журнала. В нём Доброхотовой и Пятницкому досталась рубрика с анекдотами о великих писателях, которую в «настоящем» журнале вёл Евгений Рейн. Написав первые два анекдота, соавторы уже не могли остановиться — источником вдохновения были первоначально народные (часто неприличные) анекдоты о Пушкине и в первую очередь тот же Хармс, отчётливо проглядывающий в макабрическом тексте о Достоевском, у которого засорилась ноздря и лопнула перепонка в ухе. Со временем, однако, цикл сложился в цельную и своеобразную книгу со сквозными сюжетами — Гоголь бесконечно переодевается Пушкиным, Лермонтов мечтает увести у того же Пушкина жену, а Лев Толстой, разумеется, любит детей:

Лев Толстой очень любил детей. Бывало, приведёт в кабинет штук шесть, всех оделяет. И надо же: вечно Герцену не везло — то вшивый достанется, то кусачий. А попробуй поморщиться — хватит костылём.

 

Ну еще парочку на посошок:

Лев Толстой очень любил детей. Однажды он шел по  Тверскому

бульвару  и  увидел впереди Пушкина. "Конечно, это уже не ребе-

нок, это уже подросток, - подумал Лев Толстой, - все равно, дай

догоню и поглажу по головке". И побежал догонять Пушкина.  Пуш-

кин  же, не зная толстовских намерений, бросился наутек. Пробе-

гая мимо городового, сей страж порядка был возмущен неприличной

быстротою бега в людном месте и бегом устремился вслед с  целью

остановить.  Западная пресса потом писала, что в России литера-

торы подвергаются преследованиям со стороны властей.

 

Гоголь  читал драму Пушкина "Борис Годунов" и приговаривал:

"Ай да Пушкин, действительно, сукин сын".

 

Лев Толстой очень любил детей, а взрослых терпеть  не  мог,

особенно  Герцена. Как увидит, так и бросается с костылем и все

в глаз норовит, в глаз. А тот делает вид, что не замечает.  Го-

ворит: "Ох, Толстой, ох, Толстой..."

 

Однажды  Гоголь переоделся Пушкиным и пришел в гости к Дер-

жавину Гавриле Романовичу. Старик, уверенный, что перед  ним  и

впрямь Пушкин, сходя в гроб, благословил его.

 

Пушкин сидит у себя и думает: "Я гений, и ладно. Гоголь то-

же  гений. Но ведь и Толстой гений, и Достоевский, царствие ему

небесное, гений. Когда же это кончится?" Тут все и кончилось.

 


Источники и дополнительная информация:

https://polka.academy/materials/682

http://www.lib.ru/ANEKDOTY/charmes.txt

 

 

суббота, 15 апреля 2023 г.

Немного об Акростихах

 

Словосочетание «визуальная поэзия» уже само по себе звучит странно, ибо поэзия — искусство прежде всего фонетическое (звуковое). Однако с тех пор, как стихи стали записываться, звук поневоле стал восприниматься вместе с буквой, а если вспомнить иероглифическую письменность, то и с образом. Посмотрите, с какой тщательностью и удовольствием средневековые монахи разрисовывали буквы, да и искусство каллиграфии, несомненно, в чем-то сродни живописи. Неудивительно, что с течением времени появились стихотворения, рассчитанные исключительно на зрительное восприятие. В первую очередь это касается расположения букв. Особую популярность приобрели АКРОСТИХИ (в пер. с греч. «краестрочие»).


Так называли стихотворения, первые буквы строк которых складывались в слово или фразу. Первые акростихи мы находим у поэта Эпихарма (V в. до н. э.) из городка Сиракузы (родины Архимеда). Значка копирайта тогда еще не было, и Эпихарм фиксировал авторство своих стихов, просто зашифровывая в них свое имя. Так же поступал и древнеримский поэт Энний, акростихи которого складывались в фразу «Q. Ennius fecit» (сочинил К. Энний). Довольно трудоемкий способ сохранения авторского права, надо сказать! Впрочем, авторское тщеславие не миновало даже смиренных монахов: так, акростихи со своим именем писал Герман — сторонник патриарха Никона.


В русской поэзии акростих встречается в 17 в. и начале 18 в., позже у символистов и их последователей. Чаще акростих – шутка или формальное щегольство. Акростих также использовался и как средство борьбы или шифрования: вразрез с одержанием инициалы строк образовывали слово, которое пропускала, не заметив, цензура.



В качестве примера предлагаем акростих-посвящение. Это пожалуй наиболее распространенный вид за все время существования этой стихотворной формы. В заглавных буквах стихотворения, как правило, шифровалось имя того, кому это произведение было посвящено – благодетелю, любимому человеку или просто другу. Акростихи-посвящения часто писали друг другу поэты серебряного века. К примеру, Николай Гумилев написал акростих Анне Ахматовой.

 

 «Ангел лёг у края небосклона,

Наклоняясь, удивлялся безднам.

Новый мир был тёмным и беззвёздным.

Ад молчал. Не слышалось ни стона.

Алой крови робкое биенье,

Хрупких рук испуг и содроганье,

Миру снов досталось в обладанье

Ангела святое отраженье.

Тесно в мире! Пусть живёт, мечтая

О любви, о грусти и о тени,

В сумраке предвечном открывая

Азбуку своих же откровений».



Источники и дополнительная информация:

https://www.shkolazhizni.ru/culture/articles/16866/

http://hallenna.narod.ru/akrostih.html

https://pishi-stihi.ru/akrostih.html

https://autogear.ru/article/254/729/chto-takoe-akrostihi-istoriya-i-tipologiya/