Общение в Интернете создает впечатление, что ввиду его обширности, выкладываемая вами информация попадет исключительно по назначению. Однако это не совсем так, а если быть точным – совсем не так. Если кому-то понадобиться получить сведения о вас и вашей жизни, порой нет необходимости нанимать детективное агентсво для этой цели. Достаточно ввести ваше имя в поисковый механизм Yandex или Rambler. Впрочем, есть и другая крайность – засесть в засаде, не подходить к компьютеру, когда он в Сети, и избегать любых сайтов требующих регистрацию. По-видимому, как и со всем остальным в жизни, нужно найто какую-то золотую серединку, сохраняя хрупкий баланс между опасностью «обнажения» и другими факторами, как удобство, желание покрасоваться, и т.д.
В своей статье в ВебПланета Злата Николаева приводит практические примеры, когда излишная информация в Сети вылезла боком ее авторам.
Если вы написали в своем блоге «Мой начальник – кретин», будьте уверены: ваш начальник наверняка об этом узнает. Если не сам, то внимательные коллеги, друзья или партнеры непременно обратят его внимание на «конструктивные предложения относительно улучшения продуктивности работы компании и благоприятного климата в коллективе».
Да и не обязательно напрямую ругать начальника. Что бы вы ни писали в своем блоге, какие ролики ни выкладывали на Youtube, с кем бы ни спорили в комментарии к статье о грядущем экономическом кризисе – это все при желании может быть использовано против вас.
Да и не обязательно напрямую ругать начальника. Что бы вы ни писали в своем блоге, какие ролики ни выкладывали на Youtube, с кем бы ни спорили в комментарии к статье о грядущем экономическом кризисе – это все при желании может быть использовано против вас.
Один парень пожаловался, что пришел устраиваться на работу, и все шло хорошо - и собеседование с дурацкими тестами на профпригодность, и общение с потенциальным руководителем о том, чем придется заниматься - но потом этот самый руководитель забил имя и фамилию будущего подчиненного в поиск на «Одноклассниках», просмотрел альбом с фотографиями («Я с моей масей в Турции», «Клуб «Запойные тушки», прошлая пятница», «Тусуемся и зажигаем» и т.д.), перешел по какой-то ссылке на форуме - и принял решение парня на работу не брать.
Другой случай произошел с юной барышней, после окончания института успешно делающей карьеру в некой фирме, которая специализируется на VIP-туризме. В один прекрасный день её вызвали на ковер к начальству, и вежливо, но настойчиво, попросили убрать из открытого доступа в Сети развязные фотографии с каких-то вечеринок. В трудовом договоре, который подписала девушка, никакого пункта о фотографиях в Интернете (и ведь она была уверена, что никто с работы! никогда! этих карточек! не увидит!) не было. Начальник попался адекватный, поэтому увольнять её не стали. Но десять минут позора и желание провалиться сквозь землю запомнились барышне надолго.
Но некоторых увольняют. И случается это не только с простыми офисными тружениками, но и с теми небожителями, которых мы привыкли лицезреть на голубых экранах.
Письмо министру обороны и интеллектуальные секс-символы
Пару недель назад блогосферу взбудоражил скандал, связанный с судьбой лейтенанта российской армии Ефремова Виталия, которого за шутливый видеоролик сослали служить из Питера на Дальний Восток. Злосчастное видео представляет собой клип на мотив ставшей культовой песни "Stan" рэпера Эминема и певицы Dido – по ходу действия некий военнослужащий зачитывает «письмо министру обороны» о тяжелой жизни защитников отечества.
Клип снимался в рамках подготовки к празднованию 23 февраля, а потом нечаянно или злонамеренно просочился в Сеть. И тут началось: в часть нагрянули проверки, жилищные условия военнослужащих улучшили, а одного из авторов ролика – видимо, чтобы другим неповадно было – выслали «по служебной необходимости» на окраины родины.
В сообществе ru_politics опубликовали открытое (на этот раз не видео-) послание попавшего под раздачу офицера, в котором он пишет, что «перевод на Дальний Восток – это не просто выглядит, как возможное сведение счетов за критику – этот перевод может полностью разрушить всю мою только начинающуюся жизнь с самого начала. Я прошу и добиваюсь только одного – дайте мне честно и спокойно служить в своей части №14108, под Красным Селом под Санкт-Петербургом, или увольняйте меня в отставку, со службы полностью».
Но это армия, здесь все строго, и, как говорил герой одного отечественного кинофильма, «не ты выбираешь присягу, а присяга выбирает тебя». Поэтому какими бы ни были причины дальневосточной показательной ссылки – исполнять придется. И это не только российская практика: в 2007 году в США вспыхнул скандал, связанный с тем, что министерство обороны принуждало блоггеров-солдат редактировать записи, связанные с их впечатлениями о войне в Ираке.
Впрочем, не менее показательными являются истории с «гражданки». Другой скадал, произошедший летом, обсуждали даже тетушки в маршрутках. Радиоведущая Катя Гордон в эфире радио «Маяк» повздорила со светской львицей Ксенией Собчак. По окончании скандальной передачи перепалка продолжилась уже в Интернете. В своем блоге Катерина посвятила оппонентке с десяток постов, критикуя Собчак по всем параметрам и периодически, прямо скажем, впадая в истерику, недостойную благородной доньи. Нежные трепетные сердца работодателей Гордон такого буйства красок не вынесли, и Катя довольно скоро была отстранена от эфира - сначала «в отпуск», а потом совсем.
Представители радиостанции тогда отметили, что их решение вызвано не наделавшим шума эфиром, а именно публичными высказываниями ведущей постфактум – в том числе и в Живом Журнале. Свою вину Катя осознала, написав, что «резкие высказывания в адрес гламурной барышни и явления в целом не делают мне чести», но заявила, что «ни в каком контракте и договоре не написано то, что я не имею право на собственное мнение вне трех часов эфира на радио».
Но вернемся к защитникам: на этот раз не родины, а порядка. В конце прошлого года помощником дежурного ДПС ГИБДД Новгородской области Дмитрия Костина уволили за то, что он в течение нескольких месяцев на местном форуме консультировал автовладельцев и выкладывал в Сеть сводки ДТП. Отделался прапорщик-альтруист относительно легко: ему чуть было не пришили статью о распространении порнографии, но судья встал на него защиту.
Не менее строгие нравы царят в политике. Полтора года назад депутату Госдумы Сергею Абельцеву пришлось уволить свою помощницу Ирину Толмачеву, провинившуюся как раз своей излишней откровенностью в Сети. На протяжении некоторого времени девушка выкладывала в Живом Журнале записи о подслушанных в думском лифте разговорах депутатов. О своей блоггерской активности помощница депутата писала так:
«Мой дневник - попытка систематизировать бесценный опыт, полученный мною в процессе трудовой деятельности в стенах Госдумы. Кроме описания живого жизненного опыта на страницах журнала Budni_pomdepa вы найдете много интересной и полезной информации, имеющей отношение к публичной и не публичной политике нашей Родины».
И ведь нашли.
Повод найдется - было бы желание
Юристы полагают, что работодатель вправе засекретить любую информацию о деятельности организации - за исключением той, которая закрытой быть не может. Существуют такие понятия, как коммерческая и служебная тайна, а также перечень сведений, которые к таковой отнесены быть не могут. Нераспространение конфиденциальной информации может быть предусмотрено как трудовым договором, так и должностной инструкцией, а их нарушение, соответственно, служить основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности, включая расторжение трудового договора.
Другое дело, что фотографии на «Одноклассниках» с пьяного отдыха в Турции вряд ли можно считать разглашением служебной тайны. Но и на это закону есть, что ответить.
«В организации могут быть приняты определенные этические стандарты, за нарушение которых может предусматриваться ответственность, - говорит председатель Межрегиональной правозащитной Ассоциации "АГОРА" Павел Чиков. - Организация вправе разрабатывать свои кодексы этики, и это распространено за рубежом. Соблюдение этических стандартов может быть включено в договор как требование, а за их нарушение предусматривается процедура привлечения к ответственности».
Кроме того, нельзя забывать, что Интернет - в соответствии с российской судебной практикой, закрепленной в том числе в Постановлении Пленума Верховного суда - является публичным местом, подчеркивает Павел. Так что реплика вроде "Мой начальник - кретин" перестает быть "частным мнением". "Размещение в Сети несоответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство своих коллег по работе и начальства, а также деловую репутацию организации, порождает гражданско-правовую ответственность распространителя по искам о защите чести и достоинства", - поясняет он.
Если в трудовом договоре прописаны соответствующие пункты, касающиеся размещения информации в Интернете, «нашалившего» сотрудника могут не только оштрафовать или уволить, но и привлечь к ответственности через суд. Другое дело, что мало кто из работодателей может похвастаться трудовым договором, в котором четко и справедливо прописаны пункты, касающиеся активности сотрудников в виртуальном пространстве. И вот тут – «чтобы другим неповадно было» - приходится прибегать к другим методам решения проблемы.
«В случае, если работодателю трудно доказать вину работника, чьи личные взгляды или излишняя болтливость в Сети могут нанести урон компании, его легко могут уволить на других основаниях, - считает президент компании «Интернет и Право» Антон Серго, - Только плохой кадровик не найдет достаточно поводов для избавления от неугодного сотрудника».
"Предстоит учиться мне..."
Некая студентка первого курса одного из гуманитарных институтов Москвы, назовем её Света, как-то раз написала в своем Живом Журнале: "Мне нужно готовиться к семинару по петровским реформам, но друг позвал на вечеринку, поэтому ну их к черту, реформы эти, авось пронесет. Тем более Иван Иваныч (препод) у нас добрый".
Каково же было Светино удивление, когда на следующий день добрый Иван Иваныч с улыбкой юного Ганнибала Лектора полтора часа спрашивал только её, зеленую от веселья накануне и не способную разговаривать. Нет, никто не наябедничал. Иван Иваныч как продвинутый пользователь Интернета просто читал Светин блог.
Эта поучительная история закончилась хорошо, обошлось даже без двоек. С другой стороны, студентов не раз исключали из высших учебных заведений за "клевету" в адрес преподавателей и администрации, а истории судебных разбирательств в США известен случай, когда школьную учительницу уволили с работы за "пьяную" фотографию на MySpace.
Хотя преподаватели и студенты давно, казалось бы, забыли о правилах субординации, и активно добавляют друг друга в друзья в социальных сетях и в Livejournal, расслабляться все-таки не стоит.
Большой Антикризисный Брат
Блог в Интернете, даже если он сохранился в виде архива со времен институтского прошлого, далеко не личное пространство. Личное пространство – это проем между кроватью и прикроватной тумбочкой, куда можно спрятать тетрадку с дневниковыми записями. Да и то, только до той поры, пока на эту тетрадку не наткнется ваша домработница во время плановой генеральной уборки.
Эксперты профессиональной социальной сети LinkedIn давным-давно советуют своим пользователям не смешивать профессиональные контакты с личными. Но даже это может не спасти, если вы напишете в блоге «мой начальник – кретин».
Потому что мы пока живем не в стране победившей демократии. Это в Соединенных Штатах Америки уволенный за зависание в порно-чатах в рабочее время сотрудник может позволить себе пытаться отсудить у работодателя 5 миллионов баксов, мотивируя свой иск тем, что тратил время на просмотр порнушки, так как пытался отвлечься от воспоминаний о войне во Вьетнаме.
Да, в Штатах работники могут шантажировать работодателей своими индивидуальными особенностями, крича направо и налево про то, что «если вы меня уволите – я скажу всем, что это потому что я негр», «увольнение произошло не из-за качества моей работы, а потому что босс негативно относится к моей сексуальной ориентации», и так далее.
Но у нас работодатели пока что имеют право решать, с каким работниками им хотелось бы иметь дело. И чтобы избежать разочарований, вовсе не обязательно врать и изворачиваться, или самовыражаться в Сети только в закрытом доступе (тем более, что это не спасет), или и вовсе молчать в тряпочку. Главное – помнить, что за все свои действия нужно быть готовым ответить, как в Интернете, так и в оффлайне.
Понимание этой прописной истины особенно актуально сейчас, в свете великого и ужасного кризиса. Что сделают работодатели, пострадавшие от дефолта? Правильно, уволят лишних сотрудников. В РБК сократили более 100 человек, в том числе и разработчиков RBK Money (и правда, зачем какие уж тут money, когда дефолт в спину дышит). И это, видимо, только начало. Бывший главред "Ведомостей" Леонид Бершидский уверен, что уволят всех, кто работает меньше 12 часов в день.
Чересчур активная жизнь в Сети вполне может быть поводом для подобного вывода. К "очистительным" мероприятиям уже приступила компания "Евросеть", руководство которой подчеркивает, что сокращает именно офисных работников, а не розничных торговцев. Как тут не вспомнить, что пару лет назад именно "Евросеть" устроила забавное шоу - она обнародовала данные о "нерабочем" трафике своих сотрудников, вывесив наиболее отличившихся на своеобразную "доску почета". Напротив фамилии каждого грешника помещалась его фотография, список любимых сайтов и суммарный трафик. Подобная экзекуция, по словам Евгения Чичваркина, должна была вызвать уважение к слову "работа".
И самое смешное, что с распространением Web 2.0, для таких экзекуций даже не требуется особо продвинутый электронный шпионаж. Два года назад "Вебпланета" пугала читателей системой слежки от Готовцева и Завалишина. А в прошлом году мы рассказывали о возможностях шпионажа в почте и мессенджерах, и о том, как вся эта паранойя с безопасностью помогает продавать системы надзора ILDP (Information Leakage Detection and Prevention). Ну и что в результате? Историй об увольнениях на основе подобной продвинутой слежки не так уж много. Теперь достаточно и бесплатных блогов, где каждый может "сам на себя настучать".
P.S.
Один мой знакомый, работающий в демократичном и творческом коллективе, как-то раз написал (в открытом доступе) в своем Живом Журнале: «Ха-ха-ха, я опоздал на работу на три часа, и никто этого не заметил. Вот везука».
Не прошло и получаса, как ему пришел комментарий от его непосредственного руководителя (в списке «френдов» моего знакомого он не числится): «Буду иметь в виду, уважаемый ***, как вы относитесь к своей работе и коллегам».
Отсюда вопрос: Кто в этой ситуации кретин, работодатель или подчиненный?
Помните как в старом чудесном фильме "Профессор лопух, но аппаратура при нем, при нем..."
Комментариев нет:
Отправить комментарий