четверг, 12 сентября 2013 г.

Одесские Катакомбы

Немного Истории

В классическом понимании слово "катакомбы" означает подземные погребальные галереи. Но в Одессе этот термин издавна применялся в отношении старинных заброшенных шахт, служивших местом добычи строительного камня - ракушечника, которому своим существованием обязан весь старый город.

Сегодня спелеологами выявлено порядка 60-ти каменоломен разного времени в черте города и окрестностях. Их общая протяженность достигает двух с половиной тысяч километров. Это крупнейшая система шахтных полей в мире.

Наиболее крупные участки выработок соединяются между собой, образуя грандиозный лабиринт протяженностью до девятисот километров. В то же время, имеются и локальные, "замкнутые" районы "разбросанные" под всем городом, протяженностью от сотни метров до нескольких десятков километров.

Появлению первых подземных каменоломен в Одессе сопутствовало само рождение города.
Наиболее старой, из сохранившихся выработок, считается лабиринт длинной 90 метров в нынешнем историческом центре города, у склонов Карантинной балки, ведущей в порт. Неизвестна точная дата ее происхождения, однако первые посетители здесь оказались в 1813 году, о чем свидетельствует памятная надпись на стене.

В то время этот ныне фешенебельный район представлял собой грязную, трущобную окраину, ставшую очагом сильнейшей эпидемии чумы. Видимо, небольшой темный лабиринт послужил кому-то убежищем в период опасности.

Вообще, функцию убежища одесские катакомбы выполняют на протяжении всей своей истории. В виду относительно легкой доступности повсеместных выходов городские каменоломни в разные времена служат укрытием для нелегальных религиозных сект, подпольных политических ячеек, бандитских шаек, групп беженцев, военных дезертиров, партизанских отрядов времен Второй мировой. 

Впрочем, для последних катакомбы оказались ловушкой, а не укрытием. История большинства советских партизанских соединений, направленных в подземелья накануне сдачи города румынам, окончилась трагически.

Так, блокированный в катакомбах Молдаванки отряд московского управления НКВД невольно побил мировой рекорд по автономному пребыванию в условиях подземелий - в общей сложности группа находилась в лабиринтах 13 месяцев.

Именно на месте их бывшего лагеря спелеологами группы "Поиск" были впервые обнаружены реальные следы пресловутых сокровищ одесских катакомб: изумруд, завернутый в перчатку и тщательно спрятанный в камнях бутовой стенки. Видимо, это остатки запаса драгоценностей, которые предназначались для подкупа румынского начальства, но так и не были пущены в дело.
Миф о повсеместной протяженности одесских катакомб в 1941-ом послужил местным властям основным руководством при организации советского подполья. Ярким примером последствий этой подготовки оказалась история гибели отряда А.Ф. Солдатенко, который партийные чиновники направили в локальную выработку на Молдаванке, протяженностью всего три километра. Уже после начала блокады выяснилось, что она имеет единственный выход на поверхность, который, к тому же, находился посреди двора военной части, занятой после отступления Красной Армии, румынскими войсками.

Граффитти Одесских Катакомб

Будучи свидетелем смены режимов, являясь убежищем для самых разнообразных социальных элементов, одесские катакомбы превратились в архив общественных мнений благодаря своей настенной эпиграфике.

Надписи и рисунки представлены здесь в огромном количестве и разнообразии. Они являются самым ценным из того, что сегодня можно найти в катакомбах. Эти "случайные" эпиграфические "мелочи" являются проявлением бытовой одесской культуры времен "теперь почти былинных". Культуры самобытной, которая в таком виде не отражена ни в газетах, ни в документах и даже личных письмах. Думаю, это особый случай в мировой спелеостологической практике.
Некоторые надписи и рисунки не менее информативны, чем самые интересные находки. Скажем, весьма откровенное граффити: "Сталин - п...да, проиграл войну!". И ниже дата: октябрь 1941-го, когда Одесса была сдана врагу.

Или такая, чересчур резкая: "Внимание! Не желаю воевать за Сталина и его жидов! 27.08.41 г.". Дата соответствует самому трудному периоду обороны города, когда началась массовая мобилизация гражданского населения.

Безымянные авторы подобных опусов не надеялись на отзывы. Надписи не имеют адресата. В этом смысле настенная эпиграфика Помпей, пещерная живопись неандертальцев и граффити одесских катакомб - явления одного порядка.

Судя по надписям и рисункам, на протяжении полутора веков камнерезов и авантюрных посетителей заброшенных выработок волновало несколько основных тем: взаимоотношения с начальством, технические новинки и спорт.

Особое внимание уделялось ностальгии о доме (в выработках трудились, в основном, прибывшие "на заробiтки" вольнонаемные из различных украинских регионов) и мечтам о красивой жизни, которая у шахтеров ассоциировалась с роскошными яхтами, парусниками и морскими ваннами.
Но рейтинг популярности, как и сейчас, возглавляли две темы: женщины и политика. Причем, среди всего разнообразия политических сюжетов, сегодня можно сказать, что особым вниманием среди камнерезов пользовалась русско-японская кампания 1904-1905 годов.

Настоящий эпиграфический бум на эту тему, является отражением того ажиотажа, который возник вокруг чествования героев знаменитой битвы при Чемульпо. Ведь именно в Одесском порту уцелевшие моряки и офицеры крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец" впервые ступили на родную землю после японского плена. На Приморском бульваре собралась многотысячная манифестация. Встреча героев сегодня может быть сравнима разве что с чествованиями Юрия Гагарина после возвращения на Землю...


Источники и Дополнительная Информация:

Комментариев нет:

Отправить комментарий