Словосочетание «визуальная поэзия» уже само по себе звучит странно, ибо поэзия — искусство прежде всего фонетическое (звуковое). Однако с тех пор, как стихи стали записываться, звук поневоле стал восприниматься вместе с буквой, а если вспомнить иероглифическую письменность, то и с образом. Посмотрите, с какой тщательностью и удовольствием средневековые монахи разрисовывали буквы, да и искусство каллиграфии, несомненно, в чем-то сродни живописи. Неудивительно, что с течением времени появились стихотворения, рассчитанные исключительно на зрительное восприятие. В первую очередь это касается расположения букв. Особую популярность приобрели АКРОСТИХИ (в пер. с греч. «краестрочие»).
Так называли стихотворения, первые буквы строк которых складывались в слово или фразу. Первые акростихи мы находим у поэта Эпихарма (V в. до н. э.) из городка Сиракузы (родины Архимеда). Значка копирайта тогда еще не было, и Эпихарм фиксировал авторство своих стихов, просто зашифровывая в них свое имя. Так же поступал и древнеримский поэт Энний, акростихи которого складывались в фразу «Q. Ennius fecit» (сочинил К. Энний). Довольно трудоемкий способ сохранения авторского права, надо сказать! Впрочем, авторское тщеславие не миновало даже смиренных монахов: так, акростихи со своим именем писал Герман — сторонник патриарха Никона.
В русской поэзии акростих встречается в 17 в. и начале 18 в., позже у символистов и их последователей. Чаще акростих – шутка или формальное щегольство. Акростих также использовался и как средство борьбы или шифрования: вразрез с одержанием инициалы строк образовывали слово, которое пропускала, не заметив, цензура.
В качестве
примера предлагаем акростих-посвящение. Это пожалуй наиболее распространенный
вид за все время существования этой стихотворной формы. В заглавных буквах
стихотворения, как правило, шифровалось имя того, кому это произведение было
посвящено – благодетелю, любимому человеку или просто другу.
Акростихи-посвящения часто писали друг другу поэты серебряного века. К примеру,
Николай Гумилев написал акростих Анне Ахматовой.
«Ангел лёг у края небосклона,
Наклоняясь,
удивлялся безднам.
Новый мир был
тёмным и беззвёздным.
Ад молчал. Не
слышалось ни стона.
Алой крови
робкое биенье,
Хрупких рук
испуг и содроганье,
Миру снов
досталось в обладанье
Ангела святое
отраженье.
Тесно в мире!
Пусть живёт, мечтая
О любви, о
грусти и о тени,
В сумраке
предвечном открывая
Азбуку своих же откровений».
Источники и
дополнительная информация:
https://www.shkolazhizni.ru/culture/articles/16866/
http://hallenna.narod.ru/akrostih.html
https://pishi-stihi.ru/akrostih.html
https://autogear.ru/article/254/729/chto-takoe-akrostihi-istoriya-i-tipologiya/
Комментариев нет:
Отправить комментарий