вторник, 30 мая 2023 г.

Маяковский и Булгаков: Война без Правил

 

Маяковский и Булгаков были современниками и представителями литературного искусства в Советском Союзе. Однако их литературные и творческие подходы были существенно различными. Маяковский был выдающимся футуристическим поэтом, известным своими экспериментальными формами и революционным энтузиазмом. Булгаков же был прозаиком и драматургом, известным своими реалистическими произведениями, сатирой и магическим реализмом.

 

Хотя оба писателя в своих произведениях затрагивали социальные и политические темы, их отношения между собой были довольно натянутыми. Маяковский критически относился к Булгакову и его творчеству, считая его слишком консервативным и недостаточно революционным. Он даже называл Булгакова "литературным буржуа". В своих статьях и выступлениях Маяковский высказывал недовольство по отношению к творчеству Булгакова и критиковал его за неполитичность.

 

Булгаков, в свою очередь, не проявлял особого интереса к творчеству Маяковского и не считал его великим поэтом. Однако, Булгаков оставил отзывы о поэзии Маяковского, которые, хотя и критические, признавали его значимость и талант.

 

Это противостояние проявлялось в критических замечаниях и обмене оскорбительными словами между Маяковским и Булгаковым. Их литературные круги также имели свои противоречия и конфликты, которые могли влиять на отношения между ними.

 

Вот это историческое предисловие к статье Евгения Гуслярова «Триста оттенков подлости», которую я привожу полностью. Пожалуйста воспринимайте ее в качестве исключительно авторского мнения и не считайте ее истиной в последней инстанции.

 


ТРИСТА ОТТЕНКОВ ПОДЛОСТИ

Автор Евгений Гусляров

 

Оттенок первый.

О Владимире Маяковском.

(Из документальной повести об убийцах Михаила Булгакова)

Смертельно опасным этим хобби Михаил Булгаков занялся по жестокой неволе.

С определённого (с середины, примерно, двадцатых годов) времени он станет аккуратно собирать и подклеивать в особый журнал все статьи и рецензии о себе. Успеет собрать таких напитанных ядом опусов триста и одну штуку. Двести девяносто восемь из этих чрезвычайных, под стать времени, документов подобны приговорам и доносам и написаны людьми, в чьих руках были стальные перья «вечных» ручек, способные убивать и калечить. И только три бумаги содержали робкие попытки понять и объяснить явление Булгакова. Именно те почти триста злобных перьев и этот журнал и довели Булгакова до слепоты и смерти. Давно уже хотелось мне почитать кромешные те слова и узнать убийственные имена из того журнала. Оказалось, тут и напрягаться особо не надо. Вдова Булгакова сберегла этот журнал, все эти злобные письмена, подписанные безжалостными сочинителями пасквилей и доносов. Теперь хранится этот чудовищное свидетельство бесноватого времени в Доме русского зарубежья А. Солженицына. И я эти имена узнал. Но без комментариев, подходящих к случаю, они, эти имена, конечно, не обозначатся во всю меру содеянного. Попробую тут эти комментарии сделать. Про каждого бы, конечно, надо написать. По мере вины. Грустно и гнусно, но это же всё надо знать.


1. Вот имя первое — Владимир Владимирович Маяковский. Фигура в литературе и жизни не ясная. Сталин говорил о нём: «Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи». Это самое известное. А Иван Бунин определил его «самым низким, самым циничным и вредным слугой советского людоедства». Он же и сделал размашистый, буйный и с мистическим подмалёвком в духе Питера Брейгеля-младшего (Адского) портрет Маяковского в «Окаянных днях»: «Я был на одном торжестве — после открытия какой-то выставки. Собрались на него все «цветы русской интеллигенции», богема, то есть знаменитые художники, артисты, писатели, общественные деятели, новые министры и один высокий иностранный представитель, именно посол Франции. Но над всеми возобладал — поэт Маяковский. Я сидел с Горьким и финским художником Галленом. И начал Маяковский с того, что без всякого приглашения подошёл к нам, вдвинул стул между нами и стал есть с наших тарелок и пить из наших бокалов. Галлен глядел на него во все глаза — так, как глядел бы он, вероятно, на лошадь, если бы её, например, ввели в эту банкетную залу. Горький хохотал. Я отодвинулся. Маяковский это заметил.


— Вы меня очень ненавидите? — весело спросил он меня.


Я без всякого стеснения ответил, что нет, слишком было бы много чести ему. Он уже было раскрыл свой корытообразный рот, чтобы ещё что-то спросить меня, но тут поднялся для официального тоста министр иностранных дел, и Маяковский кинулся к нему, к середине стола. А там он вскочил на стул и так похабно заорал что-то, что министр оцепенел. Через секунду, оправившись, он снова провозгласил: “Господа!” Но Маяковский заорал пуще прежнего. И министр, сделав ещё одну и столь же бесплодную попытку, развёл руками и сел. Но только что он сел, как встал французский посол. Очевидно, он был вполне уверен, что уже перед ним-то русский хулиган не может не стушеваться. Не тут-то было! Маяковский мгновенно заглушил его ещё более зычным рёвом. Но мало того: к безмерному изумлению посла, вдруг пришла в дикое и бессмысленное неистовство вся зала: заражённые Маяковским, все ни с того ни с сего заорали и себе, стали бить сапогами в пол, кулаками по столу, стали хохотать, выть, визжать, хрюкать и — тушить электричество. И вдруг всё покрыл истинно трагический вопль какого-то финского художника, похожего на бритого моржа. Уже хмельной и смертельно бледный, он, очевидно, потрясённый до глубины души этим излишеством свинства и желая выразить свой протест против него, стал что есть силы и буквально со слезами кричать одно из немногих русских слов, ему известных:


— Много! Многоо! Многоо! Многоо!».


Вот Свиридов, написавший в советскую пору на стихи Маяковского «Патетическую ораторию». Критики писали тогда, что Свиридову удалось показать не только ораторское начало и острые маршевые ритмы Маяковского. И продолжали обычно этот незаконченный посыл цитатой из самого Свиридова: «... меня интересовала тема России, тема народа и народной революции. И всё это я нашёл в революционной поэзии Маяковского. Я пытался передать в своей музыке мысли поэта, его думы о будущем нашей страны». Прошло время и вдруг Свиридов будто спохватился: «Лживый, двоедушный человек, с совершенно холодным сердцем, любивший лишь лесть, которую ему все окружавшие щедро расточали. И он постепенно сделался рабом людей, расточавших ему эту обильную, часто фальшивую (а иногда и от сердца) лесть. Вспомнить надо лубочное изображение крестьян в агитках и иронических стихах великого пролетарского поэта, типа “Схема смеха” и многое другое. В противовес высокомерной иронии по отношению к Русским, ко всему Русскому («Вынимайте забившихся под Евангелие Толстых за ногу худую, об камни бородой!» и т. п.), своим подлинным хозяевам Маяковский служил с собачьей преданностью, купленный безграничной лестью, тешившей большое и раздражённое самолюбие. Вот механизм его славы, жизни и самой смерти — фальшивой, декорированной».


Нет у меня ни сил, ни желания подводить чуждую мне жизнь, состоящую сплошь из жгучего желания любым способом вломиться в дверь бессмертия, под общий окончательный знаменатель, но это слово «служил собачьей преданностью своим подлинным хозяевам» кажется мне исчерпывающим, если до конца разобрать трагический сюжет с названием «Булгаков-Маяковский». Ещё он умел люто ненавидеть. И только ненависть в нём и была гениальной. Она безошибочно выбирала истинное дарование для того, чтобы, впившись в него питаться им и расти. Подобно некоторым видам паучьих самок, разбухающих на чужом теле до невероятного безобразия.


Итак, в 1926 году Станиславский поставил «Дни Турбиных», пьесу, которую считают теперь вершиной драматургии М. Булгакова. Пьеса была разрешена к постановке 25 сентября 1926 года. А уже 2 октября 1926 г., после генерального прогона, в Комакадемии состоялся диспут на тему: «Театральная политика Советской власти». Тут Маяковский и отличился. Есть официальный отчёт с этого диспута. Маяковский говорит тут тоном вполне хозяйским: «Мы случайно дали возможность под руку буржуазии Булгакову пискнуть — и пискнул. А дальше мы не дадим. (Голос с места: «Запретить?».) Нет, не запретить. Чего вы добьётесь запрещением?..».


У Маяковского под рукой оказался другой, совершенно бандитский, способ расправиться с начинавшей угрожать лично ему популярностью Булгакова: «…давайте я вам поставлю срыв этой пьесы — меня не выведут. 200 человек будут свистеть, а сорвём, и скандала, и милиции, и протоколов не побоимся. (Аплодисменты)».


Литературовед Лидия Яновская в письме 1974-го года к Елене Булгаковой: «Много раз перечитываю речь Маяковского и всегда недоумеваю: почему запретить, снять пьесу плохо, а двести человек привести в театр и устроить небывалый скандал, это можно, это хорошо». Недоумевают все, кому, как и мне, надо было по необходимости прочитать материалы того давнего и незабытого диспута. Незабытого лишь потому, что речь там вдруг зашла о Михаиле Булгакове.


Солженицын, комментируя составленный Еленой Булгаковой список, добавит: — Да, не слабей других громыхнул Маяковский: «“Дни Турбиных” — социальный заказ кулачества».


Это один только, первый, но не последний эпизод травли Булгакова лучшим поэтом пролетарской эпохи. Он клеймил его с трибун, запускал шипящие, брызжущие отравой издёвки в писательских кулуарах, громогласно недоумевал, почему «этот белогвардеец ещё на свободе».


Маяковский лично демонстрировал, как надо поступать во время представления пьесы Булгакова. Он являлся в театр и, дождавшись действия, демонстративно вставал и выходил из зала. Бывало, что некоторые ему подражали. Но только немногие, потому что большинству зрителей известно было поразительно благосклонное отношение к «Дням Турбиных» самого Сталина, он смотрел её пятнадцать, некоторые утверждают, что двадцать(!) раз. Эти цифры зафиксированы в театральных протоколах. Тут хоть опять возвращайся к теме, которая снова ввергает меня в недоуменное смущение. Уж не был ли и сам Сталин жертвой вдруг взбесившегося сталинизма. Сталин любит «Дни Турбиных», находит в ней нечто полезное для себя и зрителей нового мира, а сталинизм изо всех сил гнобит их автора, издевается над зрителем, к которым относится и Сталин, разносит в пух и прах пьесу и постановку. Дело из тех, которое как-то не сразу поддаётся здравому осмыслению.


И в стихотворных посланиях Маяковский сигнализировал верхам. Вроде того, что:

На ложу

в окно театральных касс

Тыкая ногтем лаковым,

он (буржуй тут имеется в виду — Е.Г.) даёт социальный заказ

На «Дни Турбиных» —

Булгаковым.


А в прославленной комедии «Клоп» (1928) ВВ вносит фамилию Булгакова в «словарь умерших слов», где её находит некий профессор, роясь в поисках слова «буза»: «ПРОФЕССОР. Товарищ Берёзкина, вы стали жить воспоминаниями и заговорили непонятным языком. Сплошной словарь умерших слов. Что такое “буза”? (Ищет в словаре). Буза, буза, буза… Бюрократизм, богоискательство, бублики, богема, Булгаков…». Не странно ли, между прочим, что ни одно из этих слов и теперь не кажется мёртвым.


И это всё на фоне непереносимых неудач, обрушившихся в то время на Булгакова. Понятно, что подлая эта суета Маяковского, старавшегося как можно больнее ударить упавшего, ещё добавляла трагизма в жизнь Булгакова. Писатель стал подумывать о самоубийстве. Вот письмо его В. Вересаеву (22.07.1931): «Если бы вы не пришли и не подняли мой дух, я был уже готов “поставить точку, выстрелив в себя…”».


Как сказала о Маяковском Анна Ахматова: «В каждом слове бился приговор…». Это она определила ещё до всех этих событий. И это был комплимент тогда, однако, вон оно как вышло…


И тут, прямо высшая какая-то справедливость сработала, вечная мораль в кодексе народной чести явила свою силу — «не рой другому яму».


Маяковский вдруг на себе испытал всё то, что чувствовал и чем жил Булгаков. Что-то и по чьей-то мощной таинственной воле стало происходить. Из библиографического списка, рекомендованного школьникам, вдруг исчезло всё написанное Маяковским. В Ленинграде с жутким грохотом провалилась пьеса «Баня». Михаил Зощенко писал после посещения театра с премьерой «Бани»: «Более тяжёлого провала мне не приходилось видеть». В 1936 году Мейерхольду не разрешили возобновить постановку вполне вроде успешного «Клопа». И пошли рецензии в газетах, одна убийственней другой. Маяковский, сам обычно травивший, к такому обороту не был подготовлен. Он писал тогда Татьяне Яковлевой, своей новой пассии, в Париж: «Нельзя пересказать и переписать всех грустностей, делающих меня молчаливее». И вот он сам, опередив в этом деле Булгакова, застрелился. Никому уже не дано узнать, что стало последней каплей в этой последней «грустности», заставившей его замолчать навсегда.


И вот какое необыкновенное дело. Маяковский своим самоубийством, наделавшим много шуму, отвратил от подобного шага Булгакова. Тому, понятное дело, при всей нужде и решимости сделать это, показалось бы теперь самоубийство жалким и бездарным подражанием. А Булгаков подражания терпеть не мог. Оно и к счастью.


К тому же едва ли ни в день похорон Маяковского в квартире Булгакова раздался телефонный звонок. В числе прочего голос с явным грузинским акцентом спросил: «Вы где хотите работать? В Художественном театре?». «Да, я хотел бы. Но я говорил об этом, и мне отказали», — объяснил потрясённый, понятное дело, писатель. «А Вы подайте заявление туда. Я думаю, что они согласятся». Сталину ещё одно громкое самоубийство представлялось явным перебором. Булгаков намекал о том в одном из писем правительству. Надо ли удивляться тому, что во МХАТе теперь действительно согласились. Так Маяковский, сам того не желая, поскольку у него теперь и желаний то не могло быть никаких, помог Булгакову в его самоубийственном положении.


Была ли обида у Булгакова на Маяковского за все его откровенные и смертосодержащие низости? Была, конечно. Их можно, эти обиды, угадать даже в том, что Булгаков писал уже после смерти «крикогубого Заратустры». Но эти попытки запоздалого реванша выражались, как и всё у Булгакова, особо тонким и деликатнейшим образом. И для того, чтобы угадать их, нужно теперь копать поглубже.


Ну вот, например. Упорно повторяет Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» роковую дату во вставной евангельской части написанного — четырнадцатое число весеннего месяца нисана. Этим числом начинается сам этот вставной роман, и в этот же день ножевым ударом в сердце убит Иуда. Если произвести несложные расследования, то 14-ое нисана окажется 14–ым апреля. А именно 14-го апреля 1930 года рухнул на пол своей комнаты с простреленным сердцем сам Маяковский. И вот оказывается, что смерть Иуды и смерть Маяковского в подаче Булгакова, практически, неразличимы. Может быть даже Булгаков намекает тут, что и в жизни эти персонажи были чем-нибудь да похожи.


Сам лицемернейший тост Пилата, называющего Тиверия «самым дорогим и лучшим из людей», ассоциируется с хрестоматийно известными словами того же Маяковского о Ленине — «самый человечный человек», «самый земной изо всех прошедших по земле людей».


Маяковский, практически, был безграмотен, проучился лишь несколько лет в гимназии. Этим он бравировал даже, например, в поэме «Люблю», уверяя, что «обучался азбуке с вывесок». Шариков в «Собачьем сердце» тоже первые буквы и слова узнаёт по вывескам. И этот намёк ясен.


Впрочем, и саму смерть Маяковского Булгаков сумел сделать своеобразным надгробным памятником. И вырезал на нём несмываемый грустный и поучительный некролог: «Всё равно, как бы писатель не унижался, как бы не подличал перед властью, всё едино, она погубит его. Не унижайтесь!»...

среда, 24 мая 2023 г.

Рукопись Войнича – Загадки Истории

 

Рукопись Войнича, также известная как "Voynich Manuscript" в англоязычной литературе, является загадочным документом, написанным на неизвестном или не разгаданном языке. Рукопись Войнича представляет собой иллюстрированную книгу, состоящую примерно из 240 страниц. Она содержит непонятный текст, написанный странными символами и изображениями незнакомых растений, астрономических диаграмм, непонятных деталей анатомии и других загадочных иллюстраций.


Несмотря на множество попыток исследователей разгадать содержимое рукописи, до сих пор ее язык и смысл остаются загадкой. Было предложено множество теорий относительно происхождения и содержания рукописи, включая шифры, потерянные языки, медицинские рецепты, алхимические тексты и многие другие. Однако ни одна из этих теорий не была определенно подтверждена.


Рукопись Войнича продолжает вызывать интерес и вдохновлять исследователей и любителей загадок по всему миру. Ее загадочность и неразгаданность привлекают внимание и поддерживают дискуссии о ее происхождении и тайных сообщениях, которые она, возможно, содержит.




Современные Теории


Рукопись Войнича вызвала множество теорий и спекуляций относительно ее происхождения и содержания. Вот некоторые из наиболее известных теорий, которые были предложены:


1.       Шифр или искусственный язык: Одна из самых распространенных теорий предполагает, что рукопись написана на основе шифра или использования искусственного языка. По этой теории, текст в рукописи может быть зашифрованным сообщением или языком, созданным для сохранения секретной информации.


2.       Потерянный язык: Согласно этой теории, рукопись может представлять собой письменные записи на потерянном или неизвестном языке. Предполагается, что язык, на котором написана рукопись, пропал со временем, и поэтому мы не можем его прочитать или понять.


3.       Медицинские рецепты или знания: Некоторые исследователи предполагают, что рукопись Войнича может содержать медицинские рецепты, знания о лекарственных растениях или травах. Однако, пока не было обнаружено надежных доказательств в пользу этой теории.


4.       Лингвистическая игра или обман: Существует также теория, согласно которой рукопись Войнича была создана как лингвистическая игра или своеобразный обман. Эта теория предполагает, что автор рукописи намеренно создал неразбериху, чтобы привлечь внимание исследователей или чтобы убедить их в существовании тайного знания.


5.       Поддельный документ: Существует также мнение, что рукопись Войнича может быть поддельным документом, созданным для обмана или для создания загадки исторического происхождения.


Важно отметить, что ни одна из этих теорий не получила окончательного подтверждения. Рукопись Войнича остается загадкой, и исследования по ее разгадыванию продолжаются.




Кто автор?


Авторство рукописи Войнича до сих пор остается неизвестным. Ни имя автора, ни конкретная информация о его или ее идентичности не были установлены. Это добавляет к загадочности и тайне рукописи.


Рукопись была названа в честь Виллиама Фрица, книжного торговца и любителя редких книг, который приобрел рукопись в 1912 году. После его смерти в 1930 году рукопись была передана в Йельский университет, где она сейчас находится в хранении в библиотеке.

среда, 17 мая 2023 г.

Почему Гоголь сжег второй том "Мертвых Душ"?

 

По преданию, Гоголь сжег второй том "Мертвых душ" в ночь с 11 на 12 февраля 1852 года, за 10 дней до своей смерти. Причина этого поступка неизвестна, но существует множество более-не менее правдоподобных версий. Перечислим некоторые из них:


1.       Одна из версий гласит, что Гоголь счел свою книгу неудачной и не хотел, чтобы она была опубликована. По этой версии, он осознал, что ввиду изменения политического климата в стране, он просто неспособен выразить на бумаге всю сложность социальных проблем, стоящих перед Российским обществом.


2.       Другие источники указывают на то, что Гоголь был подавлен критикой, которую получил второй том "Мертвых душ". Возможно, ему было больно осознавать, что его труды не были оценены так, как он ожидал, и он решил отказаться от своей литературной карьеры.


3.       Также есть версия, что Гоголь сжег свой рукописный труд, чтобы отделаться от своего литературного наследия, поскольку считал, что он отвлекает его от религиозной жизни. Кроме того, некоторые исследователи считают, что сжигание "Мертвых душ" было частью ритуального акта самосожжения, посвященного какой-то религиозной идее.


4.       Депрессия считается одной из возможных причин, по которой Гоголь сжег второй том "Мертвых душ". В конце своей жизни Гоголь страдал от серьезных душевных мук и депрессии. Он был разочарован и подавлен критикой своих произведений, в том числе второго тома "Мертвых душ". Так как Гоголь всегда стремился к тому, чтобы его работы были признаны и поняты публикой, критика второго тома "Мертвых душ" сильно подорвала его самооценку. Он стал сомневаться в смысле своего творчества и писательской деятельности в целом. Депрессивное состояние могло подтолкнуть Гоголя к решению уничтожить свою работу в качестве акта освобождения от боли, разочарования и связанных с ними эмоций. Сжигание рукописи было своего рода символическим жестом самоуничтожения и отчаяния.


5.       Как ни странно, существует версия, что Гоголь мог уничтожить свое произведение случайно. Пожелав избавиться от ненужных бумаг, он совершил роковую ошибку: бросил в печь рукопись, над которой в это время работал, — второй том поэмы.


6.       Есть и конспирологическая теория как водится. Рукопись второго тома была спрятана реакционерами, которые окружали писателя в это время. Якобы, Гоголь написал второй том «не так», как от него ждали критики и реакционная часть общественности — включая, например, графа Александра Толстого, в доме которого на Никитском бульваре жил Гоголь и где, собственно, и произошел этот трагический эпизод. Поэтому недоброжелатели спрятали рукопись, сочинив легенду о ее сожжении.


7.       Наконец, существует еще одна конспирологическая версия противоположного содержания. Рукопись спрятали люди, благоволившие Гоголю, — чтобы позже, в более счастливое с общественно-политической точки зрения время, явить ее миру. Особенно удачливой на «находки» утраченных текстов была юбилейная пора (например, 150-летие со дня рождения Гоголя), при этом неопубликованные фрагменты второго тома «Мертвых душ» обнаруживали не только в России, но и за границей. Однако в результате оказывалось, что это были тексты уже известные, лишь с незначительными вариантами.


Не все существующие теории перечислены, но некоторые мы можем отмести сразу. Потому что у символического акта сожжения был один свидетель — слуга Семен. Когда он увидел, как Гоголь бросает в огонь свои рукописи, он пришел в ужас. На вопрос «Что вы делаете?!» писатель ответил: «Не твое дело» — и продолжил расправу.


Надо признать, что окончательная редакция второго тома "Мертвых душ" – отнюдь не первое произведение Гоголя, погибшее в огне. Первое он сжег еще в гимназии. Приехав в Санкт-Петербург из-за критики в адрес поэмы "Ганц Кюхельгартен", он скупает и сжигает все экземпляры. Второй том "Мертвых душ" он тоже сжигает, в первый раз еще в 1845 году.

 


Источники и Дополнительная Информация:

https://www.culture.ru/s/vopros/mertvyye-dushi/

https://www.m24.ru/articles/literatura/21052014/45298

https://rg.ru/2022/02/28/zachem-gogol-szheg-vtoroj-tom-mertvyh-dush.html

https://www.gazeta.ru/culture/2022/02/24/14568559.shtml

https://aif.ru/culture/book/1454333

четверг, 11 мая 2023 г.

12 Упражнений для снятия тревожного состояния

 

Тревожное состояние или тревожное расстройство

В первую очередь, давайте разберемся в терминологии, потому что этого нашего состояния будет зависеть наш восстановительный подход.

Тревожное состояние - это состояние вызванное некими стрессовыми или неприятными обстоятельствами в определенный момент времени. Таким образом, это состояние напрямую спровоцировано неким произошедшим событием, либо полученной информацией, вводящей нас в состояние тревоги. При этом обычно тревожное состояние уходит, когда стрессор исчезает. Тревожное расстройство, напротив, не связано с какими-либо жизненными событиями и происшествиями, и может длиться достаточно долгие время.


Чем вызвано тревожное состояние?

Тревога — это естественная реакция на стресс или на опасность, которая может проявляться в форме беспокойства, напряженности, тревожных мыслей и физических симптомов, таких как учащенное сердцебиение, потливость и дрожь. Если тревога становится частой и мешает жить полноценной жизнью, это может негативно повлиять на наше психическое и физическое здоровье. Поэтому важно знать, как справляться с тревожными состояниями.


Как с этим бороться?


Физические упражнения для снятия напряжения и улучшения настроения

1.       Растяжка и физические упражнения для снятия физического напряжения

Физические упражнения и растяжка могут помочь снять напряжение и уменьшить физические симптомы тревоги. Например, можно делать растяжку мышц шеи, плеч и спины, медленно выполнять упражнения на растяжку мышц ног и ягодиц, а также заниматься регулярными физическими упражнениями, например, бегом или йогой.

2.       Упражнения, связанные с выделением эндорфинов, могут помочь улучшить настроение и справиться с тревожностью. Например, можно заниматься танцами, ходить на тренировки или делать специальные упражнения для улучшения настроения, такие как упражнения на глубокое дыхание.

3.       Мышечная релаксация.

Когда человек чувствует беспокойство, он может заметить напряжение в мышцах. Это мышечный стресс, который может осложнить борьбу с тревогой. Снимая мышечное напряжение, обычно можно снизить уровень тревоги. Для этого необходимо:

a.       Сесть в уютном месте, закрыть глаза и сосредоточиться на дыхании. Медленно вдохнуть через нос и выдохнуть ртом. Сжать руку в кулак и задержать руку в таком положении на несколько секунд. Далее нужно медленно открыть пальцы. После этого упражнения можно заметить, как чувство напряжения оставляет руку и впоследствии рука станет расслабленной.

b.       Нужно продолжать напрягать и расслаблять различные группы мышц в теле. В зависимости от собственных желаний, можно напрягать мышцы в разном порядке или двигаясь вверх или вниз.


Дыхательные упражнения для уменьшения тревожности и улучшения концентрации

4.       Дыхательные упражнения могут помочь уменьшить тревогу и улучшить концентрацию. Одна из наиболее популярных дыхательных практик – квадратное дыхание.

a.       Сядьте удобно. Многим удобно облокотиться на спинку, а ноги поставить на землю. Когда почувствуете себя комфортно, закройте глаза. Следите за тем, как вы вдыхаете и снова выдыхаете. Старайтесь вдыхать через нос, а выдыхать через рот.

b.       Положите руку на живот и ощутите, как во время дыхания живот поднимается и опускается. Во время вдоха мысленно или тихо вслух произнесите «вход», когда выдыхаете - «выдох».

c.       Думайте только о своём дыхании и повторяйте слова «вдох» и «выход». Можете также попробовать сосчитать до десяти — вдох на один, выдох на два и так до десяти, после чего начните заново. При возникновении посторонних мыслей, попробуйте снова направлять внимание на процесс дыхания, счёт или произнесение слов «вдох» и «выдох».

d.       Продолжайте дышать так в течение примерно двух минут.

e.       Теперь снова обратите внимание на звуки вокруг и подумайте о том, где вы сейчас находитесь. Потихоньку откройте глаза и оглядитесь вокруг. Обратите внимание и подумайте о том, стало ли вам спокойнее.

5.       Диафрагменное Дыхание. Займите удобное положение. Одну руку положите на грудь, вторую на живот. Делайте глубокий, ровный вдох через нос. При этом рука на груди почти не должна двигаться, а вот рука на животе должна подниматься и опускаться. Выдох делайте через рот. Таким образом вы будете дышать диафрагмой.

6.       Расслабляющее дыхание. К данной технике можно прибегать, если вас одолевают беспокойные мысли, от которых вы никак не можете избавиться.

a.       Правую руку поднесите к носу. Во время дыхания вам придется пальцами этой руки попеременно закрывать сначала левую, а затем правую ноздрю.

b.       Сделайте медленный вздох умеренной глубины, после чего закройте правую ноздрю с помощью большого пальца.

c.       Медленно выдохните через левую ноздрю.

d.       Вдохните через эту же ноздрю и закройте ее средним и безымянным пальцами. Выдохните через правую ноздрю, вдохните через правую ноздрю, затем опять закройте правый носовой ход и делайте вдох-выдох через левый.

e.       Продолжайте такие поочередные вдохи-выдохи от пяти до десяти минут. Уже после нескольких циклов вы заметите, что ваш ум успокоиться.

7.       Огненное дыхание. Данная дыхательная техника отлично высвобождает кипящие эмоции, тревогу и агрессивные чувства.

a.       Представьте себя могучим огнедышащим драконом. Вы полны жара и энергии солнца.

b.       Удерживая в уме эти образы, сделайте несколько коротких и мощных выдохов, выталкивая воздух через ноздри и не открывая рта. Начните медленно, но постепенно наращивайте скорость.

c.       Выдохнуть таким образом можно до двадцати пяти раз. Во время этого дыхания можно спокойно вдыхать через нос, практически не обращая внимания на вдохи.

8.       Упражнение «Задуть свечу». поставьте перед собой зажженную свечу и направьте на нее струю воздуха, которую будете выдыхать. Упражнение нужно делать примерно 5 минут. Не старайтесь погасить пламя свечи, – просто осторожно дуйте на огонь, пытаясь добиться эффекта, когда угол наклона пламени будет одинаковым до момента окончания вашего выдоха.


Медитация и визуализация для улучшения психического здоровья и снижения стресса

9.       Медитация помогает улучшить психическое здоровье, снизить уровень стресса и тревожности. Существует множество видов медитации, таких как трансцендентальная медитация, медитация на осознанность, медитация на чакры и др. Начнем с осознанной медитации.

a.       Займите удобную позицию сидя или лежа. Если сидите, то держите спину прямо.

b.       Дыхание глубокое, спокойное. Представляйте, как с каждым выдохом напряжение и тревога покидают ваше тело. Если вам где-то неудобно, поменяйте положение так, чтобы можно было полностью расслабиться.

c.       Сконцентрируйте свое внимание на самых кончиках пальцев ног. Понаблюдайте за любыми ощущениями в той области, всем, что там происходит. Представьте, что вы направляете туда свое дыхание, и пальчики наполняются энергией и теплом.

d.       После полного расслабления этой зоны, направьте свое дыхание вверх по телу через ноги, таз, спину, живот, грудь, руки, шею, лицо, вплоть до макушки головы.

e.       Прислушайтесь к ощущениям расслабленности, тепла и спокойствия во всем теле. После этого вы будете полны энергии и сил для того, чтобы справиться с любой жизненной задачей.


Техники визуализации помогают снизить тревогу

10.   Визуализация — это техника, которая используется для визуального представления себя в благоприятной ситуации. Например, можно визуализировать, что вы находитесь на тихом и спокойном месте в природе, в окружении приятных звуков. Эта техника помогает снизить тревогу и создать положительное настроение. Примером визуализации может послужить методика «Белая комната». «Белая комната»

Время выполнения: около 5 минут. В ходе этого упражнения вы будете наблюдать за работой своего сознания, представляя, что оно — белая комната, через которую проходят мысли. Выполнять его можно в любом спокойном месте, сидя или лежа.

a.       Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов. Дышите медленно и ровно на про­тяжении всего упражнения.

b.       Представьте, что вы находитесь в среднего размера белой комнате с двумя дверьми. (Вместо образа комнаты с 2 дверьми, можно взять более близкий вам образ: например, фуникулер, на который пересаживаются мысли или багажная лента в аэропорту и т.д.) Мысли входят в одну дверь и уходят через другую. Как только мысль появляется, концентрируй­тесь на ней и старайтесь отнести к категории оценочных или безоценочных (Пример оценочной мысли: «На завтрашнем выступлении я буду выглядеть глупо, надо мной будут смеяться» / Пример безоценочной: «Я испытываю страх перед завтрашним выступлением, как же мне тревожно..»).

c.       Рассматривайте каждую мысль внимательно, с любопытством и состраданием до тех пор, пока она не уйдет. Не пытайтесь анализировать ее, только отмечайте, оценочная она или нет. Не оспаривайте ее, не старайтесь поверить или не поверить в нее. Просто осознавайте, что это — мысль, краткий миг вашей мозговой активности, случайный гость вашей белой комнаты.

d.       Остерегайтесь мыслей, которые вы отнесли к категории оценочных. Они будут стараться завладеть вами, заставить вас принять оценку. Смысл этого упражнения в том, чтобы отмечать, насколько «прилипчивы» оценочные мысли — как они застревают в вашем сознании и как сложно от них из­бавиться. Вы определите, что мысль мучительна и оценочна по тому, как долго она остается в белой комнате, или по тому, начинаете ли вы испытывать какие-либо эмоции в связи с ней.

e.       Старайтесь постоянно поддерживать ровное дыхание, со­хранять ясный образ комнаты и дверей, следить за мыслями и классифицировать их. Помните, что мысль — это просто мысль. Вы гораздо больше нее. Вы — тот, кто создает белую комнату, через которую мыслям позволено проходить. У вас их миллион, они уходят, а вы по-прежнему остаетесь. Мысль не требует от вас никаких действий. Мысль не обязует вас верить в нее. Мысль — это не вы.

f.        Просто наблюдайте, как они проходят через белую комна­ту. Позволяйте им проживать их недолгую жизнь и говорите себе, что они имеют право на существование, даже оценочные.

g.       Просто признавайте ваши мысли, давайте им уйти, когда при­ходит время, и готовьтесь встречать новые — одну за одной.

h.       Продолжайте выполнять это упражнение до тех пор, пока не почувствуете, что вы по-настоящему дистанцировались от своих мыслей. Делайте его, пока даже оценочные мысли не начнут проходить через комнату, не задерживаясь.

11.   Расслабление, считая. Счет — это простой способ снять тревогу. Когда возникает ощущение приближения тревоги, необходимо найти спокойное место, закрыть глаза и медленно сосчитать до 10. При необходимости упражнение следует повторить и сосчитать до 20 или даже больше. Продолжать считать можно, пока не появится ощущение, что тревога стихает. Часто облегчение наступает быстро, но иногда это может занять некоторое время. Следует оставаться спокойными и терпеливыми.


Наихудший вариант

12.   Попытайтесь придумать наихудший вариант развития событий.

Доведите эту мысль до абсурда и придумайте самый страшный сценарий развития событий. После этого спросить себя: “а что я буду делать, если это случиться?”. Когда вы найдете пару вариантов, то вы постепенно успокоитесь. Наш мозг боится неизвестности, а когда он понимает, что какие-то проблемы можно решить и видит как, он успокаивается.


Источники и Дополнительная Информация:

https://vc.ru/u/1369017-ostap-bond/553241-10-effektivnyh-sposobov-pobedit-trevogu

https://mozok.ua/ru/anxietydisorder/article/3594-uprazhneniya-kotorye-pomogut-pri-trevoge

https://mgppu.ru/news/7546

https://krasmtspo.ru/students/psikhologicheskoe-soprovozhdenie/%D0%A1%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5%20%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%B8%20(1).pdf

https://chxtt.minobr63.ru/5-prostykh-uprazhnenijj-napravlennykh-na-snizhenie-trevozhnosti-dlya-podrostkov/

 

суббота, 6 мая 2023 г.

Интимная жизнь лорда Байрона

 

По воле случая, дневники лорда Байрона не дожили до наших дней. Поэт, ведя активную жизнь на всех направлениях, оставил личные дневники, в которых подробно описывал и детали своего творческого процесс в литературе, и подробности свой интимной жизни. Лорд Байрон не собирался уносить с собой в небытие тайны своей биографии и творчества. Напротив, он завещал записки близкому другу Томасу Муру, который должен был издать их после его смерти.

Однако окружение Байрона почувствовало опасность этой затеи, впрочем, не без некоторого основания. Его издатель Джон Мюррей выкупил права у Томаса Мура и ознакомился с мемуарами вместе с распорядителем Байрона, Джоном Хобхаусом.

То, что они прочли, показалось им настолько скандальным, что ими было решено: издавать это нельзя ни в коем случае.

Оба хотели защитить посмертную славу друга, поэтому решили уничтожить дневники, объяснив это «сомнительной моралью» того, что там написано. Против такого решения могли бы выступить родственники Байрона, но они и сами предпочли бы, чтобы никто не прочел мемуары. Жена поэта знала, что там раскрываются тайны их супружества. Ведь Байрон сам предлагал ей прочесть эти записи, сообщая:

«…Я бы хотел, чтобы Вы прочли и отметили то место или места, которые не соответствуют истине. Я всегда придерживался истины, но к ней можно подойти с двух сторон, и с Вашей стороны она может выглядеть по-другому. С тех пор как эти записки были написаны, я их не пересматривал. Вы можете прочесть их и отметить все, что Вам угодно. Ничего лестного для себя Вы в них не найдете, ничего хоть в малейшей степени наводящего на мысль, что мы были или могли быть счастливы вместе».

Не только леди Байрон не хотела, чтобы стали известны детали их развода. Долгое время ходили слухи, что причиной расставания был роман поэта со сводной сестрой Августой Ли. Спустя годы это было доказано. Видимо, мемуары рассказывали и об этой любовной связи, поэтому Августа тоже согласилась с доводами Мюррея и Хобхауса. Более того, после этого все участники заговора стали считать, что выполняют желание миссис Ли.

17 мая 1824 года душеприказчики Байрона сожгли его двухтомные воспоминания.

Справедливости ради, надо признать, что Томас Мур выпустил небольшую часть дневников Байрона в 1830 году. Как писала после Доррис Мур, «поистине, ни один великий писатель не был так несчастлив как Байрон в своём выборе литературных душеприказчиков!» А после смерти Томаса Мура большое количество байроновских материалов, опубликованных им со «смягчающими» исправлениями или пропусками, исчезло совершенно, будучи или потеряно, или уничтожено душеприказчиком Мура лордом Джоном Расселом или его вдовой.