Template by:
Free Blog Templates

среда, 6 февраля 2019 г.

Эротическая Коза




Как известно, в 1902 году находясь в Венеции, Валерий Брюсов имел неосторожность написать стихотворение "In hac lacrimarum valle", в котором есть следующее заявление:

"Повлекут меня с собой
К играм рыжие силены;
Мы натешимся с козой,
Где лужайку сжали стены..."

Валерий Брюсов


Последние строки вызвали самое живое злоучастие критики и породили несколько пародий. Анненский в сонете "В море любви" подбодрил автора такими словами:

"Пусть демоны измаялись в холере,
Твоя коза с тобою, мой Валерий."

В другом его шутливом стихотворении есть пассаж на ту же тему:

"Туда, меж колоколен,
Где был Валерий болен,
Но так козой доволен
Над розовым затоном,
Что впился скорпионом
В нее он здесь и там."

Еще одну пародию на "In hac lacrimarum valle" создал критик Александр Измайлов. В стихотворении его лирический герой забирается на иглу адмиралтейства прихватив с собой для "блаженства" мандрилла.

Константин Мочульский


Более академичный Мочульский с ироническим прискорбием констатировал в своей работе о Брюсове: "На «козе» развитие эротической темы обрывается. Дальше идти было некуда".

В 1917 году "Журнал журналов и энциклопедическое обозрение" поместил следующую эпиграмму, очевидно перепутав Брюсова с Кузминым:

"Он долго тешился с козой,
Он славил банщиков упрямо,
Хоть мы молили со слезой:
— Кузмин, неловко ведь! Здесь — дамы..."

Впрочем, такая путаница простительна, ибо Кузмин в свое время немного пригубил из стакана учителя, в том числе и от козьей темы:

"С чего начать? толпою торопливой
К моей душе, так долго молчаливой,
Бегут стихи, как стадо резвых коз."

По брюсовской козе не прошелся только ленивый. Дон-Аминадо в автобиографическом произведении "Поезд на Третьем пути" вопрошал: "Кто будет прогуливать козу в лесную поросль для сладкого греха?".

Андрей Белый несколько раз поминал это парнокопытное к слову о Брюсове декларирующем "нежно и грустно, как тешится лаской с козою он...". Персонажи его мемуаров также вспоминали о козе: "домохозяин [свойственник Соловьевых] гремел добродушно из кресла, повесив живот сероклетчатый между ногами: "Цто? Брюсов опять написал про козу?..".

Георгий Иванов, размышляя о петербургских эстетах, обмолвился: "Если в душе человека заложено "чувство прекрасного" - это обязывает. Пусть он нисколько не расположен "тешиться с козой"... Но раз последняя глиняная собака Елизаветинской эпохи заняла свое место на полке - выбора нет".

Не обошли тему козы и в противоположном литературном лагере. 8 февраля 1930 г. стихотворение процитировал с трибуны Маяковский в своем выступлении на конференции МАПП и назвал автора "декадентским студентом, а в общем - дрянью". Леонид Андреев в письме Горькому заявил, что Брюсов "со своим завитушечным стихом, со своей Козой" является "истинным героем мещанства" и "аппаратом для писания стихов".

Леонид Андреев


Разумеется, тема козы значительно шире и не исчерпывается творчеством Брюсова. Кроме того, важно различать животное по гендерному признаку и не путать козу, которая олицетворяет плодородие и достаток с козлом - символизирующим похоть, хитрость и даже смерть...

Впрочем, козлы - тема для отдельного серьезного разговора.

Автор: Olga Elagina / Ольга Штрих. Феномен козы в творчестве Брюсова

Источники: