Как известно,
в 1902 году находясь в Венеции, Валерий Брюсов имел неосторожность написать
стихотворение "In hac lacrimarum valle", в котором
есть следующее заявление:
"Повлекут
меня с собой
К играм рыжие
силены;
Мы натешимся с
козой,
Где лужайку
сжали стены..."
Валерий Брюсов
Последние
строки вызвали самое живое злоучастие критики и породили несколько пародий.
Анненский в сонете "В море любви" подбодрил автора такими словами:
"Пусть
демоны измаялись в холере,
Твоя коза с
тобою, мой Валерий."
В другом его
шутливом стихотворении есть пассаж на ту же тему:
"Туда,
меж колоколен,
Где был
Валерий болен,
Но так козой
доволен
Над розовым
затоном,
Что впился
скорпионом
В нее он здесь
и там."
Еще одну
пародию на "In hac lacrimarum valle" создал
критик Александр Измайлов. В стихотворении его лирический герой забирается на
иглу адмиралтейства прихватив с собой для "блаженства" мандрилла.
Константин Мочульский
Более
академичный Мочульский с ироническим прискорбием констатировал в своей работе о
Брюсове: "На «козе» развитие эротической темы обрывается. Дальше идти было
некуда".
В 1917 году
"Журнал журналов и энциклопедическое обозрение" поместил следующую
эпиграмму, очевидно перепутав Брюсова с Кузминым:
"Он долго
тешился с козой,
Он славил
банщиков упрямо,
Хоть мы молили
со слезой:
— Кузмин,
неловко ведь! Здесь — дамы..."
Впрочем, такая
путаница простительна, ибо Кузмин в свое время немного пригубил из стакана
учителя, в том числе и от козьей темы:
"С чего
начать? толпою торопливой
К моей душе,
так долго молчаливой,
Бегут стихи,
как стадо резвых коз."
По брюсовской
козе не прошелся только ленивый. Дон-Аминадо в автобиографическом произведении
"Поезд на Третьем пути" вопрошал: "Кто будет прогуливать козу в
лесную поросль для сладкого греха?".
Андрей Белый
несколько раз поминал это парнокопытное к слову о Брюсове декларирующем
"нежно и грустно, как тешится лаской с козою он...". Персонажи его
мемуаров также вспоминали о козе: "домохозяин [свойственник Соловьевых]
гремел добродушно из кресла, повесив живот сероклетчатый между ногами:
"Цто? Брюсов опять написал про козу?..".
Георгий
Иванов, размышляя о петербургских эстетах, обмолвился: "Если в душе
человека заложено "чувство прекрасного" - это обязывает. Пусть он
нисколько не расположен "тешиться с козой"... Но раз последняя
глиняная собака Елизаветинской эпохи заняла свое место на полке - выбора
нет".
Не обошли тему
козы и в противоположном литературном лагере. 8 февраля 1930 г. стихотворение
процитировал с трибуны Маяковский в своем выступлении на конференции МАПП и
назвал автора "декадентским студентом, а в общем - дрянью". Леонид
Андреев в письме Горькому заявил, что Брюсов "со своим завитушечным
стихом, со своей Козой" является "истинным героем мещанства" и
"аппаратом для писания стихов".
Леонид Андреев
Разумеется,
тема козы значительно шире и не исчерпывается творчеством Брюсова. Кроме того,
важно различать животное по гендерному признаку и не путать козу, которая
олицетворяет плодородие и достаток с козлом - символизирующим похоть, хитрость
и даже смерть...
Впрочем, козлы
- тема для отдельного серьезного разговора.
Автор: Olga Elagina / Ольга Штрих. Феномен козы в творчестве Брюсова
Источники:
0 comments:
Отправить комментарий