«Буревестник революции»
Выражение стало известным благодаря Максиму
Горькому и его «Песне о Буревестнике» (1901). После ее публикации образ
Буревестника стал символом приближающейся революции.
Пародия на «Песнь о Буревестнике» М. Горького
Автор: Анатолий
Д’Актиль, 1928
Были дни...
Среди
пернатых, призывая и волнуя, реял гордый Буревестник, черной молнии подобный, и
вопил – обуреваем духом пламенного бунта:
– Бури! Бури!
Дайте бурю! Пусть сильнее грянет буря!
Напророчил
Буревестник несказанные событья...
Буря грянула
сильнее и скорей, чем ожидалось. И в зигзагах белых молний опалив до боли
перья, притащился Буревестник, волоча по камням крылья: так и так, мол,
Буревестник. Тот, который... Честь имею.
И сказали
буйной птице:
– Мы заслуги
ваши ценим. Но ответьте на вопросы общепринятой анкеты: что вы делали,
во-первых, до семнадцатого года?
Вздыбил перья
Буревестник и ответил гордо:
– Реял.
– Во-вторых, в
чём ваша вера? Изложите вкратце credo.
Покосился
Буревестник:
– Я предтеча
вашей бури. Верю в то, что надо реять и взывать к её раскатам.
– В-третьих:
ваша специальность? Что умеете вы делать?
Покривился
Буревестник и сказал:
– Умею реять.
– Ну а чем
служить могли бы в обстоятельствах момента?
И, смутившись,
Буревестник прошептал:
– Я реять мог
бы!
– Нет, –
сказали буйной птице. – Нам сейчас другое нужно. Не могли бы вы, примерно,
возглавлять хозучрежденье? Или заняли, быть может, пост второго казначея при
президиуме съездов потребительских коопов? Или в области культуры согласились
по районам инспектировать работу изб-читален и ликбезов? Или, в крайности, на
курсах изучили счетоводство и пошли служить помбухом по десятому разряду?
– Ах! –
промолвил Буревестник. – Я, по совести, не мастер на ликбезы и коопы, на
торговые балансы и бухгалтерские книги... Если реять – я согласен!
Почесались на
такие буревестниковы речи – и свезли назавтра птицу без особого почёта в
помещение музея при «Архивах революций»: отвели большую клетку, подписали норму
корму и повесили плакатик: «Буревестник. Тот, который...»
Мало кто, в
музей забредши, между многих экспонатов отмечает с уваженьем запылившуюся
клетку.
Только я,
седой романтик, воспитавшийся на вольных буревестниковых криках, живо помнящий
те годы, в кои над морским простором гордо реял Буревестник, чёрной молнии
подобный, и вопил, обуреваем духом пламенного бунта: «Бури! Бури! Дайте бурю!
Пусть сильнее грянет буря!»... только я, седой романтик, прихожу по
воскресеньям в помещение музея, приношу обрюзгшей птице канареечное семя,
заменяю в ржавой банке застоявшуюся воду и – с оглядкой на прохожих – говорю не
очень громко:
– Пребывай
себе в почёте, птичка Божья – Буревестник!
Об авторе:
Анатолий Д’Актиль (настоящее имя — Анато́лий
Адо́льфович Фре́нкель, при рождении — Носон-Нохим Абрамович Френкель — русский
советский поэт-песенник, драматург, писатель-сатирик и переводчик. Другие
псевдонимы: А д’А, три д’Актиль, Желчный Поэт, Евгений Онегин.
Носон-Нохим (Натан) Абрамович Френкель родился в
Иркутске, в мещанской еврейской семье, сын помощника аптекаря Абрама Натановича
Френкеля и Веры Моисеевны Мейерович. Начал печататься с 1910-х годов
(«Сатирикон», «Бич», «Стрекоза», «Красный перец», «Бегемот», «Биржевые
ведомости» и др.).
В 1912 году окончательно поселился в
Санкт-Петербурге.
Редактировал еженедельник «Жизнь и суд» (1913).
Писал острые фельетоны, куплеты, шутливые стихи, пародии, песни. Много работал
как текстовик для Леонида Утесова. Перевёл «Алису в стране чудес» Льюиса
Кэрролла, несколько рассказов О. Генри, Джека Лондона.
В 1917 году оказался в Ростове-на-Дону, где
работал в эстрадном театре «Кривой Джимми».
Получил известность в Советской России как автор
«Марша конников Будённого» на музыку Дм. Покрасса. В Гражданскую войну служил в
Политотделе Первой Конной армии.
В 1921 году Анатолий Д’Актиль организовал и
редактировал сатирический журнал «Красный ворон» (впоследствии «Бегемот»), а
также журнал «Смехач».
В 1923 году Анатолий Д’Актиль увековечил своё имя
стихами романса «Две розы», муз. С. Покрасса:
Одна
из них белая, белая,
Была
как попытка несмелая.
Другая
же алая, алая,
Была
как мечта небывалая.
С начала войны до августа 1942 работал в
Ленинграде. Из блокадного города был вывезен в Пермь, где умер в 1942 году.