Template by:
Free Blog Templates

суббота, 6 сентября 2025 г.

Причины Крещения Бориса Пастернала? Или это Миф?

 

Пастернак был крещен по инициативе своей няни в раннем детстве. Она часто водила его в церковь. С детских лет он помнил многие православные молитвы (Геннадий Марков, 2016).

 

Тогда же маленького Борю и крестили в одном из православных храмов Москвы (скорее всего, это была церковь святых Флора и Лавра на Московской улице (в 1935 году была снесена). Совершению Таинства Крещения много поспособствовала именно няня. О своем крещении и няне Пастернак вспоминает в письме от 2 мая 1959 года к Жаклин де Пруаяр: «Я был крещен в младенчестве моей няней…» (Иерей Андрей Чиженко, 2019)

 


Достаточно часто в последнее время мне попадались различные упоминания о крещении Бориса Пастернака в детстве. Но все свидетельства мне казались не совсем убедительными. Вот некоторые результаты исследования:

 

Борис Пастернак происходил из семьи, глубоко укорененной в еврейской культуре и традициях, хотя его отец, известный художник Леонид Пастернак, и мать, пианистка Роза Кауфман, были достаточно светскими людьми. Сам Борис Пастернак никогда не принимал активного участия в религиозной жизни и не был воцерковленным человеком в традиционном смысле. Однако вопрос о его отношении к христианству, и, в частности, к православию, неоднократно возникал в его жизни и творчестве, особенно в связи с его романом "Доктор Живаго".

 

Важно отметить, что нет никаких документальных свидетельств (например, церковных записей, свидетельств близких или его собственных писем), подтверждающих, что Борис Пастернак крестился в православие в зрелом возрасте. Все разговоры и предположения на эту тему являются скорее интерпретациями его творчества, мировоззрения и жизненного пути.

 

Борис Пастернак действительно написал в письме к французской славистке Жаклин де Пруаяр: «Я был крещен в младенчестве моей няней… факт этот всегда оставался интимной полутайной… думаю, что здесь источник моего своеобразия». Тут мнения многих исследователей расходятся, предлагая интерпретацию, что несмотря на то что такой церемонии не было, няня пыталась позднее убедить Бориса в подобной церемонии, чтобы привязать его сильнее к христианской традиции. Другие считают, что подобное событие было, но крещение могло быть совершено тайно (по инициативе няни, и без ведома родителей), поэтому в метрических книгах следов нет.

 

Большинство экспертов сходятся на том, что рассказ о «нянином крещении» — поздняя самоинтерпретация Пастернака 1940–1950-х, часть его христианского самостроительства. Это линия у Д. Быкова и ряда филологов; ряд обзоров прямо называет историю «мифом».

 

В документах межвоенного времени Пастернак продолжал фигурировать как иудей («mosaic faith»), первый брак в 1922 г. удостоверял московский раввин. То есть никаких выгод от «официального» крещения он не искал и не использовал.

 

Тем не менее, можно выделить несколько версий и точек зрения исследователей относительно "христианства" Пастернака:

  1. "Духовное крещение" через творчество и "Доктора Живаго":
    • Основная идея: Многие исследователи и критики полагают, что для Пастернака принятие христианских ценностей и символов произошло не столько через обряд, сколько через глубокое осмысление и принятие их в своем творчестве, особенно в романе "Доктор Живаго".
    • Аргументы:
      • Христианские мотивы в романе: "Доктор Живаго" пронизан христианскими аллюзиями, символами и проблематикой. Юрия Живаго многие видят как "нового Христа", его страдания и воскрешение (в некотором смысле) через творчество интерпретируются в этом ключе. Стихи Живаго, особенно "Гефсиманский сад", "Рождество", "Магдалина", напрямую отсылают к Евангелию.
      • Идея жертвенности и воскресения: Эти темы, центральные для христианства, являются ключевыми в романе и в мировоззрении самого Пастернака, как оно выражено в его позднем творчестве.
      • Личное принятие: Некоторые считают, что в зрелом возрасте, особенно в период работы над "Доктором Живаго", Пастернак пришел к глубокому личному пониманию и принятию евангельских истин, что стало для него своего рода "внутренним крещением", не требующим внешнего обряда.
      • "Русское" христианство: Пастернак, будучи глубоко русским поэтом, видел в православии неотъемлемую часть русской культуры и истории. Его "принятие" христианства было также принятием этой культурной и духовной традиции.
  2. Влияние окружения и семейных традиций (косвенно):
    • Хотя семья Пастернаков была светской, в русской интеллигентской среде начала XX века было сильно влияние христианской философии и культуры. Пастернак рос в атмосфере, где эти идеи витали в воздухе.
    • Известно, что уже в детстве Пастернак проявлял интерес к Библии, которую ему читал отец.
  3. Использование христианских образов как универсальных культурных символов:
    • Альтернативная точка зрения: Некоторые исследователи считают, что Пастернак использовал христианские образы и мотивы не столько как акт личной веры, сколько как мощные, универсальные культурные архетипы, которые позволяли ему выразить глубокие экзистенциальные и философские идеи о жизни, смерти, любви, страдании и преодолении.
    • Для него, как для поэта, эти символы были языком, способным передать сложные смыслы.
  4. "Пророчество" самого Пастернака (воспоминания и интерпретации):
    • Существуют воспоминания современников, которые, возможно, способствовали возникновению мифа о его крещении. Например, в последние годы жизни, когда Пастернак подвергался травле за "Доктора Живаго", он, по воспоминаниям некоторых, мог говорить о своих христианских убеждениях, возможно, подразумевая именно духовное, а не обрядовое присоединение к вере.
    • Ирина Емельянова в книге "Легенды Потаповского переулка" приводит слова, сказанные Пастернаком: "Я хочу, чтобы мои близкие были крещены, и сам, может быть, крещусь". Однако это свидетельство о намерении, а не о факте.

Вывод:

Детальный анализ показывает, что нет прямых доказательств крещения Бориса Пастернака в православие. Миф о его крещении, скорее всего, возник из-за:

  • Глубокой христианской проблематики романа "Доктор Живаго" и его стихотворений.
  • Личного духовного поиска Пастернака, который привел его к осмыслению и принятию многих христианских ценностей.
  • Восприятия его творчества как "духовного акта" или "духовного крещения".

Таким образом, если говорить о "крещении" Пастернака, то речь идет скорее о его внутреннем, духовном и творческом принятии христианского мировоззрения, а не о формальном церковном обряде.